Многоцелевой палубный истребит и штурмовик «Супер Этандар»

Объявленный ВМС Франции в начале 70-х годов конкурс на создание 100 новых палубных многоцелевых истребителей привел к заключению в 1973 году контракта с компанией «Дассо-Брегет» на производство 60 самолетов на базе «Этандар-4». Модернизированный «Супер Этандар» имел один турбореактивный двигатель 8К-50 «Атар» компании «Снекма» тягой 49,03 кН и планер, на 90 процентов повторявший самолет «Этандар-4». Новая форма крыла, и перепроектированные закрылки обеспечили практически те же возможности применения самолета с авианосцев

Возросшие возможности

Для расширения возможностей самолета по поражению надводных и воздушных целей «Супер Этандар» был оснащен новым ПрНК «Этна», моноимпульсной РЛС «Агана», инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров «Круазет-66» (и связанной с ним аппаратурой «Круаэет-97», объединяющей навигационный дисплей и элементы системы управления вооружением) и индикатором на лобовом стекле.

Для создания экспериментальных самолетов использовались три планера «Этандар-4М». За этим последовало серийное производство 71 «Супер Этандара», первый из которых поднялся в воздух 24 ноября 1977 года. В июне 1978 года новые самолеты пошли на за мену «Этандаров-4».

Герой Фолклендских островов

В апреле 1982 года ВМС Аргентины получили для оснащения эскадрильи 2а первые пять из 14 самолетов этого типа. Боевое крещение самолетов состоялось 4 мая 1982 года, когда они потопили у Фолклендских островов корабль ВМС Великобритании «Шеффилд», а 25 мая — транспорт снабжения «Атлантик Конвейер». Эскадрилья не потеряла ни одного самолета. В октябре 1983 года иракские ВВС взяли в аренду пять «Супер Этандаров» и приобрели значительное количество ракет АМ39, которые успешно использовали в войне с Ираном против иранских танкеров.

В середине 80-х годов была запущена программа модернизации почти 60 оставшихся в авиации ВМС Франции «Супер Этандаров» (около 53 из которых уже были приспособлены для применения УР ASMP с ядерной боеголовкой), имевшая цель увеличить дальность полета самолетов и повысить их возможности по борьбе с надводными целями. Основные направления программы включали модернизацию бортового авиационного и радиоэлектронного оборудования, оснащение кабины летчика новой аппаратурой и органами управления системы HOTAS, а также установку на самолет новой РЯС «Анемон», обладающей возможностями сопровождения целей в режиме обзора, обнаружения наземных целей и измерения дальности до них и картографирования местности. Ожидается, что модернизация планере самолета и его систем продлит срок службы «Супер Этандаров» до2011 года.

После расформирования в июле 1991 года эскадрильи 14F ее самолеты «Супер Этандар» использовались для замены последних 11 разведывательных самолетов «Этандар-4Р» 59-й эскадрильи в Хиересе «Супер Этандары» применялись для подготовки французских морских летчиков для использования на самолетах «Зефир» на той же авиабазе. К середине 2003 года единственными регулярными подразделениями авиации ВМС Франции на самолетах «Модернизированный Супер Этандар» оставались эскадрильи 11F и 17F, которые в перспективе планировалось перевооружить на истребители «Рафаль-М».

 

Характеристики

«Супер Этандар» компании «Дассо»

Тип: одноместный палубный штурмовик.

Массе: пустого самолета — 6500 кг, максимальная взлетная — 12 000 кг.

Размеры: размах крыла – 9,6 м; длина — 14,31 м; высота — 3,86 м; площадь крыла — 28,4 кв. м.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель 8К-50 «Атар», тягой 49,05 кН.

Летные данные: максимальная скорость полета у земли без внешних подвесок — 1380 км/ч скороподъемность у земли — 6000 м/мин; практический потолок — 13 700 м; боевой радиус действия при профиле полета на большой малой большой высоте с одной АМ39 и двумя ГТТБ — 850 км.

Вооружение: дне 30-мм пушки «Дефа», до 2100 кг ДСП.

Последняя бронетехника