Штурмовик, самолет-разведчик и самолет-заправщик «Этандар» компании «Дассо»

Первоначально самолет «Этандар» был представлен французской компанией «Дассо» на проведенном в 1955 году конкурсе на создание легкого штурмовика НАТО, который можно было бы использовать с грунтовых ВПП. Затем «Дассо» по своей инициативе оснастила самолет более мощным турбореактивным двигателем «Атар-08» компании «Снекма», и эта модификация получила обозначение «Этандар-4», но на конкурсе НАТО уступила самолету G.91 фирмы «Фиат». После этого «Этандар» подвергся длительной модернизации в соответствии с требованиями авиации ВМС Франции к палубному штурмовику и самолету-разведчику, для чего были разработаны две основные модификации.

Обе модификации «Этамдар-4» были оборудованы шасси с большим ходом штока амортизатора, тормозным гаком, креплениями для катапульты с соответствующими элементами усиления конструкции, имели складывающиеся консоли крыла, приспособления для увеличения подъемной силы (предкрылки и закрылки), а также два перфорированных тормозных щитка, установленных под фюзеляжем.

«Этандар-4М»

Первая модификация получила обозначение «Этандар-4М» Первый из 69 серийных «Этандар-4М» поступил в войска зимой 1962 года. Эти самолеты были оснащены всепогодными бортовыми РЛС «Аида» и бортовыми цифровыми вычислительными машинами (БЦВМ) «Сааб», позволявшими выполнять бомбометание с кабрирования. В обтекателе, расположенном внизу носовой части фюзеляжа, размещалась антенна аппаратуры наведения ракет А520 с радиолокационной ГСН.

Седьмой «Этандар» являлся прототипом 21 выпущенного самолета-разведчика и самолета- заправщика «Этандар-4Р» Первый полет состоялся 19 ноября 1960 года. Основные особенности самолета включали размещение в носовой части фюзеляжа и под ним узлов крепления фотоаппаратов, не­зависимую навигационную систему, неподвижную носовую штангу для дозаправки в полете и разработанное компанией «Дуглас» оборудование для дозаправки в полете других самолетов «Этандар». В периоде 1989 по 1994 год оставшиеся «Этандар-4Р» были модернизированы и получили обозначение «Этандар-4РМ». В сентябре 2000 года сняты с вооружения.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: «Этандар-4Р» компании «Дассо» одноместный палубный самолет-разведчик

Силовая установка: один турбореактивный двигатель «Атар» 88-тягой 43,16 кН.

Летные данные: максимальная скорость горизонтального полета без подвесок у земли — 1099 км/и максимальная скорость горизонтального полета без подвесок на оптимальной высоте — М= 1,08

скороподъемность у земли — 6000 м/мин;

практический потолок — 15 500 м

Масса: пустого самолета — 5900 кг;

максимальная взлетная — 10 200 кг.

Размеры:

размах крыла — 9,6 м;

длина — 14.4 м:

высота — 14,3 м;

площадь крыла — 29 кв. м.

Вооружение: до 1360 кг авиабомб и НАР на внешних узлах подвески: два 600-литровых подкрыльевых топливных бака.

 

 

 

Последняя бронетехника