Вертолет SA-321 «Супер Фрелон»

Компания «Сад-Авиэйшн» создала экспериментальный SE.3200 «Фрелон» («Шершень») как средний транспортно-десантный вертолет (ТДВ) для ВО Франции. Его первый полет состоялся 10 июня 1959 года. Оснащенный тремя турбовальными ГТД «Турмо-38», SE.3200 имел большие ПТБ, позволившие освободить внутренний объем машины для перевозки до 28 человек. Хвостовая рампа вертолета для упрощения погрузки откидывается в сторону. Однако его разработка была прекращена из-за создания вместе с фирмами «Сикорский» и «фиат» более мощного вертолета, который стал самым большим серийным вертолетом Западной Европы. В 1963 году для ВМС Франции были построены два экспериментальных «Супер Фрелона»: ТДВ SA-3210-01 и морской SA-3210-02.Четыре предсерийных вертолета получили обозначение SA-321 «Супер Фрелон». 8 октябре 1965 года началось серийное производство вертолетов ПЛО SA-321G. Помимо решения задач ПЛО, SA-321G обеспечивали действия ракетных подводных лодок типа «Редутабль». Сейчас вертолеты «Супер Фрелон» используются в авиации ВМС Франции как транспортно-десантные, в том числе в подразделениях спецопераций, а также в интересах ПСС и переброски грузов по воздуху.

Экспорт

Шесть оснащенных РЛС вертолетов SA-321GM в 1980- 1981 годах были проданы Ливии. SA -321G также были модифицированы для использования в ВВС и сухопутных войсках. Получив обозначение SA-321H, 16 машин с РЛС и ПКР «Экзосет» в 1977 году были куплены иракскими ВВС. Эти вертолеты применялись в войне Ирака с Ираном и в 1991 году.

16 SA-321Ja, оснащенных РЛС наведения, были куплены ВМС КНР. Другие экспортные варианты включали 12 транспортных А-321Кдля Израиля, 16 транспортных SA-321L для ЮАР и восемь транспортных и поисково-спасательных вертолетов SA-321M для Ливии

В 1983 году после выпуска 99 машин серийное производство «Супер Фрелонов» во Франции завершилось, но в Китае их лицензионный выпуск продолжился под обозначением 2-8 «Чанг-хе».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

SA-321G «Супер Фрелон» компании «Аэроспасьяль»

Тип: средний транспортно- десантный и поисково-спасательный вертолет.

Силовая установка: три турбоеальных ГТД -Турмо-ЗС7. мощностью 1201 кВт (1610 л.с.) каждый.

Летные данные: максимальная крейсерская скорость полета у земли – 248 км/ч; скороподъемность у земли – 300 м/мин; практический потолок – 3100 м;

статический потолок – 1950 м в зоне влияния земли; практическая дальность полета с 3500-кг боевой нагрузкой – 1020 км.

Масса: пустого вертолета – 6863 кг; максимальная взлетая – 13000 кг.

Размеры: диаметр несущего винта – 18,9 м: длина вертолета с вращающимися винтами – 23.03 м; высота – 6,76 м; площадь, ометаемая несущим винтом – 12,57 кв.м.

Боевая нагрузка: до 5000 кг.

Последняя бронетехника