Легкий многоцелевой вертолет Еврокоптер Во.105

В 1961 г. фирма «Бель­ков», входившая в объедине­ние «Мессершмитт – Бель­ков – Блом» (МВБ), начала по собственной инициативе раз­работку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое примене­ние для гражданских и воен­ных целей. Для вертолета был разработан новый тип бес­шарнирного несущего винта с жестким креплением лопа­стей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевы­ми шарнирами, подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самоле­тов. Маховое движение лопа­стей обеспечивалось благода­ря их большей упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика.

Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разра­ботке было принято в 1964 г., при поддержке министерства экономики и обороны. Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Аллисон 250-С18 и шарнир­ным несущим винтом от вер­толета Уэстленд «Скаут» начал проходить наземные испыта­ния в сентябре 1966 г., однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резо­нанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опыт­ным вертолетом с жестким не­сущим винтом, который совер­шил первый полет 16 февраля 1967 г. Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД ВМШ 6022 состоялся 20 декабря 1967 г. Однако предпочтение было отдано американским ГТД Аллисон 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, ко­торые начали проходить лет­ные испытания в 1969 г. и были сертифицированы в ФРГ в 1971 г. и в США в 1972 г.

Правительством ФРГ в 1976 г. были заказаны для ми­нистерства обороны 227 вертолетов Во. 105М в разведывательном и связном вариантах и 212 Во. 105Р в противотанко­вом промежуточном вариан­те РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 гг. Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 г., было произведено бо­лее 1 400 вертолетов, из них 800 гражданских и 600 воен­ных, которые получили широ­кое применение и использу­ются в 40 странах. Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии, было построено 737 вертолетов Во. 105 в Индонезии, Испании, Канаде, Чили и на Филиппинах. Эти вертолеты широко использу­ются для обслуживания буро­вых платформ.

Для армии ФРГ поставле­но 124 разведывательных вертолета Во.105М/УВН и 219 противотанковых верто­летов Во. 105/РАН-1, постав­ки которых были завершены в 1984 г. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во. 105СВ. Цена вертолета Во.105СВ (по курсу 1992 г.) составляла 1.95 млн долл., вертолета Во. 105 Во — 2,2 млн долл. В 2001 г. в эксплуатации оставались 603 военных вер­толета Во. 105. Вертолеты Во.105 благо­даря использованию жестко­го несущего винта отличают­ся высокой маневренностью, на них выполнялись фигуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова», и был ус­тановлен ряд мировых рекор­дов скорости и дальности (1 714 км в 1974 г.).

Производились следую­щие модификации вертоле­тов:

Во. 105С и СВ — базовый гражданский и военный вер­толеты с двумя ГТД Аллисон 250-С-20 с взлетной мощнос­тью по 298 кВт/400 л. е.;

Во.105СВS — гражданский вертолете увеличенной каби­ной на шесть мест и удлинен­ным фюзеляжем на 0,25 м, модификация была разрабо­тана совместно с фирмой «Боинг-Вертол» в соответствии с требованиями севе­роамериканского рынка, произведено 616 гражданс­ких вертолетов Во.105СВ и CBS, пять вертолетов Во. 105CBS поставлены в Рос­сию, где используются в Ми­нистерстве по чрезвычайным ситуациям для поисково-спасательных работ

BO.105L — модификация с ГТД Аллисон 250-С28 мощно­стью по 410 кВт/550 л. с.

ВО.105М/ВМ — вертолет для разведки и наблюдения с разведывательным оборудо­ванием; используется поли­цией многих стран;

Во. 105/РАН-1 (Panzer Abwehr Hubschrauber) — про­тивотанковый вертолет с ПТУР «Хот» 2;

Во.105НСН (Hoch-Gesch­windigkeits-Hubschrauber) — экспериментальный вертолет для исследований характери­стик полета с большой скоро­стью, имел крыло и улучшен­ные аэродинамические обво­ды. В марте 1975 г. в пологом пикировании на вертолете была достигнута скорость 404 км/ч;

Во.115 — усовершенство­ванный боевой вертолет, развитие вертолетов Во.105 и Во. 106 с крылом для подвес­ки вооружения и подфюзе­ляжной пушечной турельной установкой, имел двухмест­ную кабину экипажа (из стрелка и летчика), располо­женного тандемом, разраба­тывался по контракту с мини­стерством обороны ФРГ, в 1974 г. был построен натур­ный макет вертолета, а в 1976 г. разработка вертолета была прекращена;

Во.105СВ-4 «Супер Файв» — усовершенствованный верто­лет Во.105СВ, сертифициро­ван в 1993 г., снабжен новым несущим винтом с большей на 150 кг тягой и меньшим уров­нем вибрации. Лопасти имеют до 0,8 относ тельного радиуса, постоянную хорду и профиль DM-H4. концевая часть сужа­ющаяся с профилем DM-13.

Конструкция. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, дву­мя ГТД и полозковым шасси.

Фюзеляж цельнометал­лический типа полумонокок из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и дру­гие не силовые элементы выполнены из стеклопластика. В носовой части расположе­на кабина с двумя сиденьями для пилотов и тремя сиденья­ми для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3, Сзади кабины имеется багаж­ный отсек размерами 1,85×1,2×0,57 м и грузовой люк с открывающимися в стороны створками. При сня­тых задних сиденьях в каби­не и багажном отсеке можно установить двое носилок. Ко­ническая хвостовая балка полумонококовой конструк­ции. Киль и стабилизатор с концевыми шаибами неуп­равляемые.

Шасси неубирающееся полозковое. Амортизация осуществляется за счет упру­гой деформации поперечных стоек, могут устанавливаться съемные колеса или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м.

Несущий винт Четырех­лопастный с жестким крепле­нием лопастей. Лопасти пря­моугольной формы в плане, складывающиеся, выполне­ны из армированного стекло­пластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комле­вой части снабжены маятни­ковыми гасителями колеба­ний. Профиль лопасти моди­фицированный МАО Л 23012 с увеличенной кривизной нос­ка, хорда лопасти 0,27 м. Втул­ка из титанового сплава име­ет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент.

Рулевой винт двухлопас­тный диаметром 1,9 м с полу­жестким креплением лопас­тей. Лопасти прямоугольной формы в плане изготовлены из стеклопластика. Профиль ЫАСА 0012, хорда лопасти 0,12 м.

Силовая установка со­стоит из двух турбовальных ГТД Аллисон 250-С20 или С28С, установленных в верх­ней части фюзеляжа. Вы­хлопные патрубки отогнуты вверх под углом 45°. Сухая масса двигателя 71,5 кгс.

Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостово­го редукторов, рассчитана на передачу мощности 2×25? кВт/2х345 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/

380 л. с. при работе одного двигателя.

Топливная система со­стоит из основного и расход­ного мягких топливных баков общей емкостью 580 л. Воз­можна установка дополни­тельных баков.

Система управления не­сущим винтом модульная, ре­зервированная, бустерная с давлением 105 кг/см2,

Электрооборудование включает два стартер-генера­тора постоянного тока напря­жением 24 кВт и емкостью 22 А-ч и розетку наземного питания.

Оборудование стандарт­ное, включает КВ и УКВ ра­диостанции, приборы пило­тирования и контроля работы двигателей, навигации с ис­пользованием доплеровской РАС, систему повышения ус­тойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.

Вооружение в противо­танковом варианте шесть ПТУР «Хот» или восемь ПТУР «Тоу» со стабилизированным прицелом, возможна уста­новка пушки на турели под фюзеляжем с нашлемным прицелом.

 

Последняя бронетехника