Разрушитель Messerschmitt Bf-110

Увеличение скоростных ха­рактеристик и высокой ма­невренности в воздушном бою — вот задачи, которые стояли перед разработчиками истре­бителей всех стран после войны в Европе в 1918 году. ВВС различ­ных стран отдали предпочтение одноместному биплану с высоким отношением мощности к массе и относительно низкой нагрузкой на крыло. В 1930-х годах в результате революционных изменений в авиа­строении появился моноплан с монококовым фюзеляжем, уби­раемым шасси, свободнонесущим оперением и крылом с 1-2 рабо­тающими лонжеронами. Воору­жение и запас топлива тщательно рассчитывались, чтобы не ухуд­шать скоростные характеристики и маневренность. Но опыт боевых операций на Западном фронте в 1917-1918 годах показал необхо­димость в истребителях с большой дальностью и продолжитель­ностью полета.

Боевой радиус действия должен был позволять вместе с бомбардировщиками проникать глубоко в тыл против­ника либо в качестве истребителей сопровождения, либо для завоева­ния господства в воздухе. Тогда считалось, что создать такой самолет невозможно, но в 1934 году к идее вернулись. До сих пор ведутся споры о том, ка­ким задачам отвечает концепция стратегического истребителя дальнего действия – наступатель­ным или оборонительным. Но для Люфтваффе главным требованием к этому типу самолета, названно­му Zerstörer (Разрушитель), была его способность преследовать и уничтожать над рейхом вражеские бомбардировщики или в течение длительного времени изматывать противника. Ha Bf 110 использовались различные камуфляжные схемы в зависимости от времени года и театра военных действий. На этом самолете применена стандартная схема — светло-серый фюзеляж и нижние поверхности с более темными пятнами по бокам фюзеляжа, на верхних поверхностях окраска с разрывами. Наиболее известным рисунком на Bf 110 было изображе­ние осы — эмблемы эскадры Zerstörergeschwader 1 (ZG 1). Ядром подразделения скоростных бомбардировщиков II./SKG 210 была 1-ая эскадрилья (1. Staffel) из ZG 1, на самолетах которой также изображалась оса. В 1942 году II./SKG 210 вернулась в состав ZG 1. Испытательное подразделение Erprobungsgruppe 210 укомплектовали личным составом ZG 1 для оценки тактики применения истребителя-бомбардировщика Jabo. Сюда поступили первые Bf 110С-4/В. В июле 1940 года они совершали рейды через Ла-Манш и хорошо себя зарекомендовали, проводя неожиданные атаки с малой высоты. Позже, после переименования в Schnellkampfgeschwader (скоростная бомбардировочная эскадра), подраз­деление передало II.Gruppe на Восточный фронт. Авиагруппа воевала в южном секторе Сталингра­да под названием II./ZG 1 и была почти полностью уничтожена.

Кабина

Кабина Bf 110 вмещала трех человек: летчика, радиста и стрелка. Но в боевых условиях обязанности радиста и стрелка обычно выполнял один человек. Обзор впе­ред и назад был хорошим для обоих членов экипажа, но общая компоновка делала обзор вниз неудовле­творительным. Bf 110С-4 стал первым вариантом, где была использована частичная бронезащита экипажа.

Силовая установка

На истребителях-бомбардировщиках Bf 110С-4/В использовались двигатели повышенной мощности Daimler Benz DB 601N в отличие от Bf 110С-4, которые оснащались двигателями ОВ 601 А. Хотя стандартная мощность у обоих двигателей была одинакова, у DB 601N имелась возможность в течение одной минуты при максимальном наддуве развивать 1200 л.с. (895 кВт) для взлета, а в случае экстренной ситуации в течение того же времени разви­вать мощность 1270 л.с. (947 кВт) на высоте 5000 м. Дополнительная мощность достига­лась за счет использования топлива СЗ с октановым числом 96, повышенной степени сжа­тия и переконструированных головок поршней. На ранних моделях Bf 110 применялись более широкие обтекатели радиаторов, размещавшиеся под двигателями, а на Bf 11 ОС ис­пользовались плоские гликолевые радиаторы, устанавливавшиеся под крылом снаружи от двигателей. Воздухозаборник радиатора уходил в крыло, воздушный поток регулировался щитками с электроприводом. Масляные радиаторы монтировались под двигателями, воз­дух к ним подавался через короткий воздухозаборник, находившийся в нижней передней части. Маслобак емкостью 43 л находился за двигателем.

Вооружение

В носовой части Bf 110С-4/В находились четыре пулемета MG 17 калибра 7,9 мм. Их установили со смещением, чтобы разместить в узком фюзеляже. Каждый пуле­мет имел боекомплект в 1000 патронов. В нижней части фюзеляжа устанавливались две пушки MG FF калибра 20 мм под креслом летчика, стрелявшие через амбразу­ры-бойницы. Каждая с боезапасом в 180 снарядов, подаваемых из кассет, находив­шихся в отсеке стрелка. Для защиты Bf 110 от атаки сзади стрелок-радист использо­вал пулемет MG 15 калибра 7,9 мм на подвижной турели Arado. Его пост снабжался шарнирно откидывающимся вверх фонарем, что обеспечивало лучшую зону обстре­ла и некоторую защиту от воздушного потока при стрельбе. Bf 110С-4/В стал первым вариантом в роли Jabo, для чего он оборудовался парой бомбодержателей ETC 250, размещенных под центральной частью фюзеляжа. На каждом из них можно было подвешивать бомбу массой 250 кг.

Топливо

Топливо находилось в четырех топливных баках внут­ри крыла по обе стороны от главного лонжерона. Пе­редние баки вмещали по 373 л, а задние — по 264 л. На более поздних вариантах для увеличения радиуса действия могли устанавливаться сбрасываемые топ­ливные баки.

Шасси

Основные стойки шасси были прочными и простыми, с одним колесом на каждой и убирались назад в двустворчатые ниши в задней части гондол двигателей. Хвостовое колесо не убира­лось. В удлиненном хвостовом конусе размещалась надувная спасательная лодка и другие средства спасения.

Хвостовое оперение

Оперение Вf110С монтировалось прямо на заднюю часть фюзеляжа. Стаби­лизатор был маленьким, так как длина задней части фюзеляжа обеспечива­ла большой момент. Использовались две поверхности руля высоты с трим­мерами и балансирами для полного отклонения руля. На концевых шайбах устанавливались рули направления с аэродинамической компенсацией. Как и на Вf109, крыло Bf110 имело однолонжеронную конструкцию и кре­пилось к сквозному силовому элементу, проходившему за креслом летчика. На задней кромке крыла, ближе к фюзеляжу, устанавливались большие однощелевые закрылки, не разбивавшиеся на секции даже за гондолой двига­теля. На внешней части крыла размещались щелевые элероны с внешними весовыми балансирами. На внешней части передней кромки находились ав­томатически регулируемые предкрылки типа Handley Раде.

 

Последняя бронетехника