Легкии многоцелевой вертолет Хиндустаи Аэронотикс ALH

В 1971 г. фирма «Хиндустан Аэронотикс» (HAL— Hin­dustan Aeronautics Limited) начала предварительные ис­следования легкого многоце­левого вертолета собственной конструкции, а в 1984 г. при­ступала к его разработке, зак­лючив соглашение с германской фирмой «МВВ». Наземные испытания систем вертолета начались в 1991 г., а полет первого опытного вертолета состоялся 30 августа 1992 г., второго — 18 апреля 1993 г., третьего PFA для армии и ВВС — 28 мая 1994 г. и четвер­того PT-N для флота — 23 де­кабря 1995 г. К февралю 2000 г. четыре опытных верто­лета налетали 1100 часов из запла­нированных 1420 часов по про­грамме, построен пятый опыт­ный вертолет для гражданско­го применения.

Усовершенствованный легкий вертолет ALH (Advan­ced Light Helicopter) разрабо­тан с использованием передо­вых технологий, на нем при­менен бесшарнирный несущий винт, в конструкции ши­роко использованы компози­ционные материалы. Планируется построить более 1 000 вертолетов ALH, в том числе 350 военных, которые будут поставлены армии, ВВС и ВМС Индии, и 200 гражданских, 450 вертолетов предполагается поставить в другие страны. Расчетная цена вертолета ALH -4,5 млн. долл. Вертолеты ALH будут производиться в следующих вариантах:

- многоцелевой вертолет Аля ВВС и армии с полозковым шасси для непосред­ственной поддержки назем­ных войск и поисково-спасательных операций, будет снабжен оборудованием для полетов ночью;

- многоцелевой вертолет для ВМС с убираемым трехопорным шасси и складывае­мой хвостовой балкой, может быть снабжен надувными баллонетами;

- многоцелевой граждан­ский вертолет с колесным или полозковым шасси для перевозки пассажиров и гру­зов, обслуживания буровых

вышек, санитарно-спасательной и полицейской службы;

- боевой вертолет LAH (Light Attack Helicopter) с эки­пажем из двух человек, расположенных тандемом, пуш­кой на турельной установке, ПТУР и УР на пилонах и при­цельным оборудованием; вертолет будет иметь трех – опорное шасси с хвостовым колесом.

Конструкция

Фюзеляж изготовлен с широким применением КМ. Центральная часть имеет сло­истую конструкцию из алюми­ниевых сплавов. В носовой ча­сти размещается двухместная кабина экипажа, в централь­ной части — грузовая кабина размерами 3,1×1,97×1,42 м объемом 7,3 м3 с задним багаж­ным отсеком объемом 2,16 м3. В кабине установлены сиденья для 10 пассажиров (до 14 при максимальной загрузке), име­ются сдвижные двери с обоих бортов и задний грузовой люк.

Хвостовая балка кони­ческая, изготовлена из КМ, переходит в стреловидное вертикальное оперение с ру­левым винтом и неуправляемым стабилизатором разма­хом 2,6 м с концевыми шай­бами, установленными под углом для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта.

Шасси полозковое с коле­ей 2,6 м в вариантах для ВВС и армии и трехопорное убирающееся в варианте для ВМС со сдвоенными колеса­ми на самоориентирующейся носовой опоре. На главных опорах установлено по одно­му колесу, база шасси 4,37 м, колея 2,8 м, на хвостовой бал­ке установлена хвостовая опора. Возможна установка надувных баллонетов для аварийной посадки на воду. Морской вариант снабжает­ся системой притягивания вертолета на палубу с по­мощью троса и гарпуна.

Несущий винт Четырех­лопастный с бесшарнирным креплением лопастей с по­мощью эластомеров из КМ, лопасти прямоугольной фор­мы в плане с сужающимися законцовками, изготовлены полностью из КМ, хорда ло­пасти 0,5 м.

Рулевой винт четырехлопастный диаметром 2,55 м с бесшарнирным креплением лопастей, лопасти прямо­угольной формы в плане с сужающимися законцовками, профиль лопасти S102, на конце S102E.

Силовая установка состо­ит из двух ГТД Турбомека ТМ 332-2В взлетной мощностью по 788 кВт/1057 л. с. и максимальной продолжительной мощностью по 663 кВт/890 л. с. с цифровой системой управле­ния. Двигатели установлены сверху фюзеляжа за редукто­ром несущего винта в общем обтекателе с боковыми возду­хозаборниками с пылезащит­ными устройствами, на соплах может быть установлена эжекторная система для уменьше­ния температуры газов.

Топливная система вклю­чает пять топливных баков об­щей емкостью 1400 л, расположенных под полом кабины.

Трансмиссия рассчитана на передачу взлетной мощно­сти 1240 кВт/1663 л. с. через главный редуктор с муфтами свободного хода, который мо­жет работать в течение 30 мин без смазки.

Система управления электрогидравлическая с загрузочными механизмами, БЦВМ и автопилотом, обес­печивающими выдержива­ние заданной высоты и ско­рости полета. Приводы систе­мы управления объединены гидравлическими бустерами в компактные модули.

Гидравлическая система с рабочим давлением 210 кг/см2 и производитель­ностью 25 л/мин состоит из трех независимых систем, из которых две обеспечивают привод гидроусилителей уп­равления несущего и рулево­го винтов, а третья — привод гидроцилиндров шасси, тор­мозов колес и специального оборудования.

Электрическая система постоянного тока имеет две независимые подсистемы с питанием от двух стартер-ге­нераторов мощностью по 6 кВт и аккумуляторной бата­реи, система переменного тока состоит из двух подсис­тем с питанием от генерато­ров мощностью 5/10 кВА.

Оборудование включает доплеровскую навигацион­ную систему (возможна уста­новка радионавигационной системы «Омега»), радиовысотомер, четырехканальный автопилот, связное оборудо­вание, возможна установка метеорологической РАС и кислородной системы жизне­обеспечения. В поисково-спа­сательном варианте устанавливается лебедка, а в каби­не — двое носилок, в транс­портном варианте вертолет снабжается крюком для пере­возки грузов массой до 1500 кг.

Вооружение в варианте для армии и ВВС включает подфюзеляжную турельную установку с пушкой калиб­ром 20 мм, на пилонах подве­шиваются две ПТУР и две УР воздух-воздух или два кон­тейнера с НАР калибром 68 мм. Возможна установка контейнеров для разбрасыва­ния мин, в варианте для ВМС могут подвешиваться две противолодочные торпеды, глубинные бомбы или проти­вокорабельные УР.

 

Последняя бронетехника