F-4B «Фантом-2»

Морской самолет «Фантом» впервые принял участие в боях в Южном Вьетнаме с палубы авианосца в 1964 году. В течение последующих 11 лет «Фантом» являлся основным истребителем ВМС, решавшим задачи ПВО на ТВД, а также привлекался к уничтожению наземных целей. Этот F-4B 6 марта 1972 года сбил северовьетнамский МиГ-17. Он изображен на взлете для полета на уничтожение наземных целей с шестью авиабомбами Мк82, полным комплектом УР «Спарроу» и двумя УР «Сайдвиндер». В то время эскадрилья VF-111 «Сандаунерс» участвовала в своем первом и единственном боевом походе с истребителями F-4, едва перевооружившись на «Фантомы» с F-8 «Крусейдер» в начале 1971 года. Действуя с авианосца ВМС США «Корал Си» вместе с VF-51, эскадрилья «Сандаунерс» была «на передовой» с 12 ноября 1971 года по 17 июля 1972 года. Впоследствии VF-111 возвращалась к берегам Вьетнама в 1973 и в 1975 годах.

Вооружение

Основное вооружение «Фантома» класса «воздух-воздух» состояло из четырех AIM-7 «Спарроу», размещавшихся в углублениях снизу вдоль бортов фюзеляжа. AIM-9 «Сайдвиндер» или иногда AIM-4 «Фэлкон» подвешивались на внутренних подкрыльевых пилонах. Один пилон под осевой линией фюзеляжа и четыре подкрыльевых пилона были предназначены для других АСП Бомбы обычно помещались на внутренних подкрыльевых пилонах с использованием бомбодержателей катапультного типа для трех или больше бомб, а также на среднем подфюзеляжном пилоне. Самолет мог нести практически любые имевшиеся на вооружении бомбы, НАР или УР. Во время войны во Вьетнаме широкое распространение также получили подвесные контейнеры с аппаратурой РЭБ. часто располагавшейся в одном из передних подфюзеляжных углублений для УР «Спарроу».

Инфракрасная станция и станция предупреждения об облучении (СПО)

Обтекатель под носом F-4B использовался для размещения ИК станции обнаружения и сопровождения целей AAA-4. После получения первоначальной информации о дальности до цели он мог использоваться для ее пассивного сопровождения. Это был второй случай использования подобной технологии за пределами Советского Союза. Под обтекателем ИК станции размещалась передняя антенна СПО. Еще две антенны этой станции размещались на законцовке киля.

РЛС

Опытные образцы F4H-1 были оснащены РЛС APQ-50, которая использовалась на F4D «Скайрей» компании «Дуглас», но на первых серийных самолетах стояла новая APQ-72. Начиная с 19-го самолета, на F4H-1 стали устанавливать 81-см антенну, изменившую внешний вид «Фантома» и значительно увеличившую дальность действия РЛС. Увеличенная антенна потребовала установки гидропривода. Другими РЛС. использовавшимися на «Фантомах», были APQ-ЮО (усовершенствованная APQ-72 с режимом картографирования местности для F-4C ВВС США). APQ-109 (облегченная APQ-100 для F-4D ВВС США), APQ-120 (F-4E) и APG-59.

Шасси

Базируясь на земле или на палубе, «Фантомы» совершали посадку без выравнивания, которая больше напоминала управляемую аварию. Чтобы выдерживать такие удары, требовалось очень мощное шасси. Для F-4 оно было разработано таким образом, чтобы спокойно выдерживать приземление с вертикальной скоростью до 6.7 м/с. Носовая опора имела два самоориентирующихся колеса и пневмогидравлическое крепление для катапульты. При взлете с авианосца «Фантом» использовал старую бридельную систему, которая представляла собой стальной трос, прикреплявшийся к самолету в районе стыков крыла и фюзеляжа и накидывавшийся на челнок катапульты. Чтобы использовать бридель многократно, он соединялся с вспомогательными тросами.

Силовая установка

За исключением оснащенных двигателями «Спей» британских «Фантомов», все F -4 выпускались с двигателями J79 компании «Дженерал Электрик» различных модификаций Классический двигатель истребителя J79 был одноконтурным турбореактивным двигателем (т. е одна турбина приводила в действие один компрессор). По сравнению с современными двигателями того же уровня мощности J79 был более экономичным. Значительному повышению характеристик двигателя способствовала конструкция воздухозаборников. На период их разработки они (и воздухозаборники В-58 «Хастлер») были единственными полностью управляемыми входными устройствами в мире. Вектор тяги двигателей был отклонен немного вниз для увеличения подъемной силы и улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета. На F-4B устанавливались двигатели J79-GE-8. развивавшие тягу на форсаже 79,60 кН.

Птица с изогнутым крылом

Спроектировав очень мощный центроплан, специалисты компании «Макдоннелл» для получения желаемой конфигурации пристыковали к нему вздернутые вверх внешние панели крыла с поперечным «V» в 12 (получив поперечное «V» для крыла, в целом равное 5). Такая конфигурация до минимума уменьшила длину (и вес) основных стоек шасси. Это не улучшило внешнего вида самолета, который получил прозвище «Дабл Агли». Крыло имело мощные предкрылки, обдуваемые отбираемым от двигателя воздухом, и большие односекционные внутренние закрылки (тоже «обдуваемые»). Элероны были расположены на внешней части горизонтальной секции крыла и, что было необычно, отклонялись только вниз. При управлении по крену им помогали интерцепторы, расположенные на верхней поверхности крыла.

Последняя бронетехника