Многоцелевой самолет А3D/А-З «Скайуорриор» компании «Дуглас»

Стратегический бомбардировщик, самый большой и тяжелый самолет, созданный для применения с авианосца на момент завершения его проектирования в 1949 году. A3D «Скайуорриор» компании «Дуглас» предполагалось размещать на новых гигантских авианосцах, которые должны были, в конечном счете, реализоваться в виде четырех кораблей типа «Форрестол». Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, убирающимся в полете трехопорным шасси, двумя размещенными в гондолах под крылом турбореактивными двигателями и большим внутренним отсеком вооружения Крыло большого относительного удлинения имело стреловидность 36*, обеспечивая максимально возможные характеристики дальности и продолжительности полета. Хвостовое оперение также было стреловидным, а консоли крыла и киль складывались, чтобы облегчить размещение самолета на полетной и ангарной палубах.

Прототипы

Первый из двух прототипов XA3D-1 совершил свой первый полет 28 октября 1952 года. Он имел два двигателя XJ40-WE-3 фирмы «Вестингхаус» тягой 31,13 кН. Неудача с 140 привела к тому, что единственный предсерийный самолет YA3D-1 и самолеты первой серийной модификации A3D-1 оснащались двигателями J57-P-6 компании «Пратт энд Уитни» тягой 43,18 кН. Поставки самолетов в штурмовую эскадрилью ВМС США VAH-1 начались 31 марта 1956 года. В 1962 году условное обозначение было изменено с A3D на А-3, и первая трехместная серийная модификация стала называться А-ЗА. Шесть из этих самолетов были позже переоборудованы для решения задач РЭБ, стали семиместными и получили обозначение ЕА-ЗА.

A3D-2(с 1962 года-А-ЗВ) вошел в строй в 1957 году, имея штангу дозаправки топливом в полете и более мощную силовую установку, состоявшую из двух двигателей J57-P-10. Оставшиеся из этих 164 самолетов были позже модернизированы, их управляемые радиолокационными станциями хвостовые турельные установки (две пушки калибра 20 мм) были заменены аппаратурой РЭБ. включавшей ПУ дипольных отражателей. Носовой обтекатель был модифицирован для размещения улучшенной РЛС навигации и управления вооружением, а конструкция планера усилена, чтобы обеспечить использование системы бомбометания с малых высот. Разведывательный вариант с фотоаппаратами в отсеке вооружения назывался A3D-2P (с 1962 года — RA-3B) Впоследствии восемь А-3 были переоборудованы в ERA-3B предназначенные для подавления радиоэлектронных средств противника.

Специальные задачи

Обозначение A3D-2Q (с 1962 года — ЕА-ЗВ) относилось к 25 самолетам, построенным специально для ведения РЭБ. Их отсек вооружения стал герметичным, и в нем разместили четырех операторов и их оборудование; самолет был также оснащен РЛС переднего и бокового обзора и множеством ИК датчиков. Другой новой модификацией была A3D-2T 12 самолетов, которой в 1962 году получили обозначение ТА-ЗВ и использовались как восьмиместные учебно-тренировочные самолеты для подготовки штурманов

Самолеты А3В и А-3 послужили также основой для множества преобразований. Обозначение A3D-2Z относилось к двум самолетам на базе А-ЗВ, которые в 1962 году стали VA-3B. Они использовались для перевозки пассажиров, имея отсек фюзеляжа, хорошо приспособленный для размещения двух офицеров. Последними вариантами на вооружении ВМС США стали самолеты-заправщики КА-3В и не менее 30 самолетов-заправщиков и самолетов радиотехнической разведки и РЭБ ЕКА-ЗВ

 

A3B «Скэйуорриор» компании «Дуглас»

Тип: трехместный палубный бомбардировщик.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя J57-P-10 тягой 46,71 кН каждый. Летные данные: максимальная скорость полета — 982 км/ч на высоте 3050 м; практический потолок — 12 500 м; практическая

дальность полета без ПТБ — 4667 км.

Масса: пустого самолета — 17876 кг, максимальная взлетная — 37195 кг.

Размеры:

размах крыла — 22,1 м;

длина (без ПВД) — 23,27 м;

высота — 6,95 м;

площадь крыла — 75,43 кв. м

Вооружение: обычно 5443 кг бомб, а т. ч. ядерные, две пушки калибра 20 мм в управляемой с помощью РЛС хвостовой турельной установке.

Последняя бронетехника