Морской истребитель с изменяемой стреловидностью крыла F-14 «Томкэт» компании «Грумман»

F-14 «Томкэт» разрабатывался компанией «Грумман» для замены самолета F-4 «Фангом-2» в роли палубного истребителя с возможностью перехвата воздушных целей на дальних подступах к ДУГ. F-14 остается основным истребителем-перехватчиком ВМС США, нос принятием на вооружение в конце 1999 года самолета F/A- 18E/F «Супер Хорнет» служба «Томкэта» подходит к концу.

Вооружение

Эффективность F-14 обеспечивает его мощное радиоэлектронное оборудование (РЭО)с бортовой РЛС AWG-9 компании «Хьюз», которая по дальности действия превосходит все современные аналоги и способна обнаруживать и сопровождать цели на дальностях более 160 км.

Вооружение F-14 позволяет ему поражать цели, как в ближнем бою, так и за пределами визуальной видимости. AIM-54 «Феникс» по дальности действия не имеет себе равных на Западе Для боя на средних дальностях «Томкэт» использует УРА1М-7 «Спарроу», для ближнего боя – AIM-9 «Сайдвиндер», а также установленную в левом борту фюзеляжа 20-мм пушку М61А1 «Вулкан».

Создание «Томкэта»

Разработка F-14 началась в конце 60-х. Использование крыла изменяемой геометрии в новом истребителе G-303 обеспечило превосходную маневренность и высокие летные данные самолета на больших и малых скоростях. Первый из опытных самолетов YF-14A взлетел 21 декабря 1970 года. Первый выход истребителей на боевую службу состоялся в 1974 году. В общей сложности самолетами F-14A «Томкэт» были укомплектованы 26 регулярных и четыре резервные эскадрильи.

Будучи в целом успешным, F-14 имел ряд недостатков, многие из которых были связаны с турбодвигателем TF30. Несколько самолетов были потеряны из-за разрушения лопаток компрессора двигателя, после чего на его корпусе были установлены стальные накладки и применены более совершенные средства контроля технического состояния. Кроме того, двигатель был склонен к помпажу, особенно на режимах ближнего маневренного воздушного боя. Основные проблемы исчезли с появлением доработанного двигателя TF30-P-414A.

Другие задачи

Помимо противовоздушной обороны флота, истребители F-14A привлекаются и для ведения воздушной разведки с использованием подвесных контейнеров TARPS, заменивших устаревшие пленочные фотоаппараты. F-14A «Бомбкэт» сначала оснащался только неуправляемыми бомбами, но с появлением подвесных контейнеров LANTIRN смог применять управляемые авиабомбы (УАБ) с лазерной системой наведения

Продолжавшиеся проблемы с TF30 стали решающей причиной разработки новых модификаций «Томкэта» с другими двигателями. Однако технические проблемы и финансовые трудности привели к прекращению программы, затем был создан новый F-14B «Супер Томкэт» с турбодвигателями F101DFE. На базе этих двигателей компания «Дженерал Электрик» разработала турбодвигатели F110-GE-400, которые устанавливались на новые «Томкэты». F-14A+ впоследствии планировалось привести к стандарту F-14D.

Модификации «В» и «D»

Обозначение F-14A+ было заменено на F-14B, и самолеты стали поступать в войска в 1988 году Было выпущено 38 новых машин, кроме того, к стандарту «В» привели 32 F-14A. Самолеты вошли в пять регулярных эскадрилий.

Два модифицированных F-14A были использованы в качестве прототипов F-14D, а первый F-14D поднялся в воздух 9 февраля 1990 года. Он имеет цифровое РЭО, включающее цифровую обработку данных от РЛС и новые дисплеи, а также установленный под носовым обтекателем контейнер с видеокамерой TCS или ИК станцией. Кроме того, F-14D оснащен кислородной системой OBOGS, катапультными креслами NACES и СПО AN/ALR-67. Как и F-14A, F-14D может применяться по наземным целям. Однако войска получили только 37 новых F-14D, а приведение к этому стандарту приблизительно 400 стоящих на вооружении F 14А было остановлено.

Поставки F-14D в ВМС начались в 1990 году с учебной эскадрильи VF-124 (Мирамар). F-14D использовались в Ираке в операции «Сазерн Уотч», где ракетами «Феникс» неудачно пытались сбить пару МиГ-23. В операции «Несгибаемая свобода» F-14 активно применялись для поражения наземных целей.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

F-14A «Томкэт» компании «Грумман»

Тип: двухместный палубный истребитель-перехватчик, способный поражать наземные цели.

Силовая установка: два турбодвигателя TF30-P-412A(или 414A) тягой на форсаже 92,97 кН.

Летные данные: максимальная скорость полета на большой высоте без внешних подвесок – 2485 км/ч; скороподъемность у земли – более 9145 м/мин; практический потолок – более 15 240 м; боевой радиус действия при патрулировании в воздухе с шестью УР AIM-7 «Спарроу» и четырьмя AIM-9 «Сайдвиндер» – 1233 км.

Масса: пустого самолета (с двигателями 414А) – 16 191 кг; максимальная взлетная (с шестью УР «Феникс») – 32 098 м.

Размеры: размах крыла – 19.54 м при минимальной стреловидности. 11.65 м в среднем положении и 10.15 м при максимальной стреловидности; длина – 19,1 м; высота – 4,88 м; площадь крыла – 52.49 кв. м

Вооружение: встроенная 20-мм шестиствольная пушка M6IA1 «Вулкан» и две УР AJM-9M «Сайдвиндер» на рельсовых направляющих внешних подкрыльевых пилонов. На внутренних подкрылъееых пилонах могут размещаться УР AIM-7M «Спарроу» или AIM-54C «Феникс». Еще четыре ракеты AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между двигателями. Под воздухозаборниками могут размещаться 1011 -литровые ПТБ.

Последняя бронетехника