Палубный реактивный истребитель F9F «Пантер» компании «Грумман»

Первая реактивная «кошка» компании «Грумман», F9F «Пантер», приобрела заслуженную репутацию прочной и надежной машины. Это был первый в истории палубный реактивный самолет, участвовавший в боевых действиях. Истребители «Пантер» хорошо проявили себя в Корее, где составляли основу авиации ВМС и морской пехоты США, и к тому времени, когда их производство прекратилось в конце 1952 года, было выпущено около 1400 машин.

Ночной истребитель

Первоначально F9F создавался как двухместный четырехмоторный ночной истребитель, но в процессе проектирования «Грумман» отказалась от этой концепции в пользу создания одноместного одномоторного реактивного дневного истребителя. Были созданы два прототипа, получившие обозначение XF9F-2. Они были оснащены импортными двигателями «Нин» компании «Роллс-Ройс». Первый из них совершил свой первый полет 24 ноября 1947 года. Его испытания были столь успешными, что вскоре было санкционировано производство крупной партии самолетов F9F-2, оснащенных двигателями J42.

Первыми «Пантерами», запущенными в серийное производство, стали F9F-2, но первым вариантом этого самолета, поступившим в войска, стал F9F-3, который имел несколько менее мощный двигатель 133 компании «Эллисон», большинство этих самолетов впоследствии привели к стандарту F9F-2. Следующей модификацией стал самолет F9F-4 с двигателем J33 -А -16 компании «Эллисон», поставки которого были начаты в ноябре 1949 года. Это произошло приблизительно за месяц до первого полета наиболее многочисленного и последнего варианта «Пантеров» — самолета F9F-5, который был оснащен двигателем 148 «ПраттэндУитни», являвшимся построенным по лицензии двигателем «Тей» компании «Роллс-Ройс». К концу 1952 года было выпущено более 600 таких самолетов, в том числе несколько F9F-5P для ведения фоторазведки.

Самолеты «Пантер» были заключительной модификацией, поступившей в строевые подразделения. Последние их них были выведены из состава VAH-7 в октябре 1958 года, хотя множество «Пантеров» продолжало летать в учебных частях, а также использовалось в варианте F9F-5KD (с 1962 года DF-9E) в качестве беспилотных воздушных мишеней.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

F9F-5 «Пантер» компании «Грумман»

Тил: дневной палубный истребитель.

Размеры:

размах крыла — 11.58 м:

длина — 11,58 м;

высота — 3,73 м;

площадь крыла — 23,23 кв. м.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель, J48-P-6 тягой 31.13 кН.

Летные данные:

максимальная скорость полета — 932 км/и на высоте 1525 м;

практический потолок — 13 380 м;

практическая дальность полета — 2092 км

Масса: пустого самолета — 4603 кг; максимальная взлетная — 8492 кг.

Вооружение: четыре пушки калибра 20 мм; до 1361 кг ДСП на внешних узлах подвески.

Последняя бронетехника