Палубный штурмовик А4D/А-4 «Скайхок» компании «Дуглас»

Один из самых удачных самолетов ВМС США после Второй мировой войны, А-4 «Скайхок», появился как инициативный проект группы разработчиков во главе с Эдом Хейнеманном. Прототип нового легкого скоростного штурмовика, заказанного во время войны в Корее, впервые поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первый предсерийный самолет -14 августа 1954 года. Поставки самолетов в штурмовую эскадрилью ВМС США VA-72 начались 26 октября 1956 года. Три месяца спустя первой получившей «Скайхоки» эскадрильей американской морской пехоты стала ВМА-224.785

Вьетнам

ВМС США и американская морская пехота применяли «Скайхоки» во Вьетнаме с максимальной эффективностью, которая была столь высока, что постоянно модернизировавшиеся А-4 выпускались до февраля 1979 года. В общей сложности было выпущено 2960 самолетов этого типа. По состоянию на 2003 год они находились на вооружении ВО Аргентины, Бразилии, Индонезии, Израиля и Сингапура. Так, парк самолетов А-4 Аргентины был увеличен на 32 значительно модернизированных А-4М и четыре ОА-4М, ранее принадлежавших морской пехоте ВМС США. Они получили обозначения A-4AR «Файтинг Хок» и TA-4R соответственно. Основные особенности модернизации этих самолетов компанией «Локхид Мартин» включают установку РЛС AN/APG-66 и аппаратуры управления HOTAS.

Многочисленные модификации

«Скайхоки» выпускались в разнообразных модификациях. Те из них, которые предназначались для ВМС, включали прототип первого поколения XA4D-1 с турбо реактивным двигателем J65-W-2 компании «Райт» тягой 32.02 кН. 19 предсерийных YA4D-1 (впоследствии УА-4А, а затем А-4А), первые серийные A4D-1 (впоследствии А-4А); самолеты A4D-2 (А-4В) с усиленной хвостовой частью фюзеляжа, оборудованием дозаправки топливом в полете и более мощным двигателем: A4D-2MN (А-4С) с РЛС огибания рельефа местности, автопилотом, более мощным двигателем и множеством других усовершенствований, улучшенный серийный A4D-5 (А-4Е) с турбореактивным двигателем J52-P-6A «Праттэнд Уитни» тягой 37,8 кН, двумя дополнительными подкрыльевыми узлами подвески и максимальной боевой нагрузкой 3719 кг, последний серийный вариант штурмовика A-4F для ВМС США с двигателем J52-P-8A и дополнительным бортовым радиоэлектронным оборудованием в гаргроте фюзеляжа, самолеты EA-4F, созданные на базе четырех TA-4F и предназначенные для имитации сигнатур советских ракет и самолетов в ходе комплексной воздушной боевой подготовки, A-4G ВМС Австралии, подобные A-4F, нос удаленным из гаргрота бортовым радиоэлектронным оборудованием. Модификации второго поколения и последующие их преобразования включали серийные А-4М «Скайхок-2» морской пехоты ВМС США, имевшие множество усовершенствований и более мощные двигатели J52-P-408A, ОА-4М морской пехоты ВМС США, созданные на базе TA-4F для решения задач наведения авиации на наземные цели и А-40 на основе восстановленных А-4В ВМС США для авиации ВМС Аргентины.

 

Характеристики

А-4М 2 «Скаихок» компании «Дуглас»

Тип: одноместный палубный штурмовик.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель J52-P-408A гагой 49.8 кН. Летные данные: максимальная скорость полета у земли без внешних подвесок — 1078 км/ч; практический потолок — 12 880 м; боевой радиус действия с внешними подвесками и профилем полета на большой-малой-большой высоте — 620 ш.

Масса: пустого самолета — 4899 кг; максимальная взлетная — 11 113 кг.

Размеры: размах крыла — 8,38 м; длина — 12,29 м; высота — 4,57 м; площадь крыла — 24,15 кв. м.

Вооружение: две пушки калибра 20 мм; до 4153 кг АСП на пяти внешних узлах подвески.

Последняя бронетехника