Самаходная артилерийская установка Т-48 (СУ-57)

Разработка самоходной артиллерийской установки, получившей обозначение Т-48 началась в апреле 1942 г. Эта машина создавалась по инициативе англо-американской комиссии по вооружению и по замыслу последней должна была поступить в армии США и Великобритании. В американской армии она должна была заменить устаревшую САУ МЗ, вооруженную 75-мм пушкой. Основная идея такой разработки состояла в установке 57-мм (6-фунтовой) английской противотанковой пушки, а точнее — ее американского лицензионного варианта М1 на полугусеничном шасси. Однако уже в октябре 1942 году когда началось массовое производство Т-48, стало очевидно, что открытая и слабо бронированная самоходка может быт применена на поле боя очень ограниченно, а ее 57-мм пушка уже не является эффективным противотанковым оружием.

Кроме того, к этому времени американцы уже планировали замену своих 75-мм САУ МЗ на более мощные М10, и 57-мм противотанковая САУ им оказалась не нужна. Поэтому начиная с декабря 1942 г. фирма «Диамонд Т Компани» ограничила производство Т-48 выпуском 962 самоходок, которые предназначались для британской армии. Англичане, в свою очередь, также пришли к заключению о низкой эффективности новой САУ и выкупили у американцев только 680 машин. Оставшиеся в США 282 самоходки вскоре переоборудовали в стандартные бронетранспортеры МЗА1. Прогнозы британских военных оказались верными — в Англии Т-48 не пришлась ко двору. Ее 57-мм пушка уже не могла эффективно бороться с немецкой тяжелой бронетехникой, так как в ее боекомплекте не было подкалиберных снарядов. К тому же англичане в тот период уже делали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку. Кроме того, как оказалось, в структуре британской армии не было предусмотрено места для полугусеничной самоходки.

Поэтому англичане, действуя в рамках программы ленд-лиз, поспешили переправить эти машины в СССР. Начиная с 1943 г. Красная Армия получила в свое распоряжение 650 единиц САУ Т-48. Советская сторона согласилась на такую поставку, учитывая, что боезапас АР М70 для 75-мм пушек уже поставлялся в большом количестве для других боевых машин, полученных по ленд-лизу. Оставшиеся у англичан 30 машин тоже были переделаны в бронетранспортеры МЗА1.

При принятии на вооружение Красной Армии самоходка получила обозначение СУ-57 и поставлялась в легкие самоходно-артиллерийские полки и истребительно-противотанковые отряды, в которых насчитывалось три батальона с 20 самоходками в каждом. Первой частью, получившей СУ-57 в августе 1943 г., стала 16-я истребительно-противотанковая бригада. В дальнейшем ими были укомплектованы 19-я и 22-я самоходно-артиллерийские бригады. Последняя позже была реформирована в 70-ю гвардейскую самоходно-артиллерийскую. Остальные боевые машины поступили на вооружение в разведывательные части Красной Армии. Именно они использовали её особенно успешно, являясь по большей части бронетранспортером с сильным вооружением.

Так как в своем основном качестве это противотанковое средство к 1944 г. безнадежно устарело. Впервые СУ-57 пошли в бой в августе 1943 г и использовались до конца Великой Отечественной войны. В марте 1944 года 15 единиц СУ-57 были переданы Войску Польскому, где из них сформировали 7-й дивизион самоходной артиллерии 1-й польской армии. К концу Второй мировой войны на вооружении польских подразделений все еще находилось 11 единиц САУ этого типа.

Конструктивные особенности

По компоновке САУ Т-48 была подобна МЗ. В общих чертах она представляла собой базу полугусеничного транспортера и 57-мм пушку М1 на тумбовой установке. Пушка L/50 имела длину ствола 2970 мм. т.е. была длиннее британского 6-фунтового орудия. На такой установке применялась другая система наведения. Горизонтальные углы наведения орудия составляли по 27,5 на сторону, а вертикальные от -5 до +15 . Наводчик располагался на свободно вращающемся сиденье слева от пушки.

На внутренней стороне двери располагалась кобура для ружья, еще три стеллажа для ружей были размещены справа от орудия Т-48 имел радиостанцию Мк.19, но на советских СУ-57 ее вероятно снимали, так как на архивных фотографиях не видно антенн. Пушка М1, снабженная коробчатым щитом, устанавливалась за отделением управления. Расчет орудия и боекомплект размещались в кормовой части кузова.

 Тактико-технические данные :

  • Боевая масса, т – 7,6
  • Размеры, мм
  • длина – 4300
  • ширина – 2300
  • высота – 2100
  • Бронирование, мм – 4 – 16
  • Экипаж, чел. – 3
  • Вооружение – 1 х 57-мм пушка, количество снарядов — 99
  • Двигатель – карбюраторный «Медоус» МАТ, мощность— 180 л.с.
  • Максимальная
  • скорость, км/ч – 65
  • Запас хода, км – 225
Последняя бронетехника