Самолет Phantom

Когда утром 27 мая 1958 года летчик-испытатель фирмы «McDonnell» Роберт Литтл вырулил с летно-испытательной площадки в аэропорту Ламберт-Сент-Льюис, мало кто мог предположить, каким удачным окажется новый YF4H-1. Даже са­мый оптимистичный наблюдатель понимал, что новый самолет был прототипом морского палубного перехватчика, поэтому вряд ли стоило ожидать большого выпуска машины. Учитывая интерес ВМС к этому истребителю, некоторые хорошо информированные наблю­датели даже высказывали мнение, что самолет не выйдет за рамки создания нескольких прототипов и опытного экземпляра.

Машина создавалась под двух членов экипажа, но в первый полет ее повел один летчик. У са­молета был короткий острый нос, забавно изогнутые консоли крыла и «поникшее, ссутулившееся» хвостовое оперение. В будущем он получит прозвище Double Ugly («Дважды безобразный»), но, не­смотря на это, по мнению многих, он станет очень эффективной машиной. Самолет разработали только потому, что ВМС потре­бовался новый многоцелевой перехватчик, основной задачей которого была защита авианосных групп. Истребители того периода имели кабины на одного летчи­ка, один двигатель и пушки. Но этот морской перехватчик имел компоновку под двух человек, два двигателя и только ракетное во­оружение. Новый самолет не был таким маневренным, как FJ-4 Fury, который снимали с эксплуатации на флоте, и таким быстрым, как F8U-3 Crusader III, разработанный конкурентом «Vought». Он даже не был таким скоростным, как McDonnell Voodoo.

Казалось бы, какое будущее могло быть у такого самолета. В тот момент США и СССР начали ядерное противостояние, но пока на планете царил мир. У ВМС в Пентагоне не было такого авто­ритета и веса, как у Стратегиче­ского командования ВВС. Собст­венно, в ВМС появился не более чем новый многофункциональный истребитель, и не было никакой гарантии, что будет построено много таких машин. Таковы были начальные пер­спективы нового самолета, кото­рому в дальнейшем суждено было стать в один ряд с великими Spit­fire, Mustang и Sabre.

Зарождение Phantom

После создания ряда успешных морских реактивных истребителей руководство «McDonnell» было потрясено тем, что ее главный конкурент «Vought» в 1950-х годах выиграла основной заказ ВМС со своим F8U Crusader. Руководство «McDonnell» поставило задачу перед своим КБ под руководством Германа Барки создать самолет, который смог бы понравиться ВМС. Проектирование машины началось в середине 1953 года. На собственные средства в компании создали макет одноместного пе­рехватчика, получивший обозна­чение F3H-G. Существовал в чер­тежах и доработанный вариант F3H-H. По сути, машина представ­ляла собой сочетание самолетов Demon и Banshee со стреловидным сверхзвуковым крылом и имела горизонтально расположенный стабилизатор. А также созданный по правилу площадей фюзеляж переменного сечения (получивший прозвище «Бутылка кока-колы»). В проекте также учли предпочи­тавшуюся в Пентагоне концепцию системы вооружения, поэтому снабдили самолет РЛС APQ-50, четырьмя пушками калибра 20 мм и внешними узлами подвески для различных видов оружия. Пред­полагалось установить два ТРД Wright J65-W-2 (или W-4) тягой 34,7 кН, лицензионного вариан­та Rolls-Royce Sapphire. Но в КБ «McDonnell» и в ВМС присмат­ривались к General Electric J79, намного более мощному двигате­лю, разрабатывавшемуся для бом­бардировщика ВВС Convair В-58 Hustler. Компания «McDonnell» представила ВМС официальное предложение о создании F3H-G/H в августе 1954 года. На основании соглашения в октябре того же года решено было построить два про­тотипа и один самолет для стати­ческих испытаний. Тогда машину обозначили АН-1, чтобы отразить ее возможности как штурмовика.

Коммандер Ф. Тиммис стал руководителем проекта от ВМС по созданию «McDonnell» АН-1 и включился в борьбу за то, что­бы машина нашла свое место на флоте. Но на тот момент ответ­ственные лица в ВМС благово­лили к штурмовику Douglas A4D Skyhawk, а отдел истребительной авиации занимался Vought F8U Crusader. Г. Барки и Ф. Тиммис работали совместно, но продвиже­ние конструкции шло медленно. А 26 мая 1955 года в КБ предло­жили новый вариант самолета, и обозначение снова изменили — с АН-1 на F4H-1.

25 июля 1955 года ВМС и произ­водитель договорились о подроб­ной спецификации на новый са­молет. Было решено, что машина будет иметь два двигателя General Electric J79 (от J65 отказались), ракеты с радиолокационным на­ведением AAM-N-6 Sparrow III, усовершенствованную РЛС для воздушного перехвата, скорость не менее М=2 и экипаж из двух человек. ВМС обязались приоб­рести два прототипа (№ 142259 и № 142260). Самолет для статиче­ских испытаний уже не упоминал­ся. Одновременно ВМС уполно­мочили «Vought» построить два прототипа одноместного одно-двигательного ракетоносца F8U-3 Crusader III в качестве конкурента конструкции «McDonnell». Опере­ние и рулевые поверхности новой машины вновь не разрабатывали, а были использованы сделанные наработки. Исходный АН-1 имел низко расположенный хвосто­вой стабилизатор, но на Р4Н-1 для него не было места. После длительных исследований в аэро­динамической трубе решили использовать 23° отрицательного поперечного V. Это создавало не­обходимую степень устойчивости и оставляло горизонтальное опе­рение вне воздействия реактивной струи.

Крыло претерпело множество изменений. Центральная секция крыла представляла собой кон­струкцию высокой прочности и имела размах 8,23 м от одной линии складывания до другой со стыковкой на осевой линии. Ин­женеры Германа Барки рассчитали точку, где, чтобы избежать пере­делки всего крыла, они установи­ли внешние части с поперечным V в 12°, что привело к «усреднен­ному» поперечному V в 5°. Таким необычным образом определялась будущая форма крыла Р4Н. Даже после того, когда была определена окончательная конст­рукция Р4Н-1, некоторые дора­ботки вносили изменения в сроки завершения первого фюзеляжа и выполнения первого полета. Пер­воначально предполагалось, что Р4Н-1 полетит в феврале 1958 го­да, но сроки переносились три раза, в итоге Боб Литтл поднялся в воздух 27 мая 1958 года.

25 марта 1961 года летчик-ис- пытатель Т. Харрис взлетел на первом серийном F4H-1 Phantom (№ 148363). Это был 48-й постро­енный Phantom с двигателями J79-GE-8A (позже устанавлива­лись и -8В) с переделанными щит­ками и механизацией подвижного клина регулируемого воздухоза­борника. Чтобы отличать серий­ные машины от менее мощных и уже летающих Phantom (половина с J79-GE-2A, половина с J79-GE-8), 47 первых предсерийных самоле­тов обозначили F4H-lF,a 48-й и последующие серийные самолеты оставались как F4H-1. Начиная с 19-й машины, все самолеты име­ли поднятую кабину, 81-см антен­ну с параболическим отражателем РЛС AN/APQ-72 и были, в общем, идентичны серийным машинам. 1 октября 1962 года F4H-1F и F4H-1 были переобозначены соот­ветственно в F-4A и F-4B.

Никакие рекорды скорости и высоты ничего бы не стоили, если бы F4H-1 Phantom не мог выполнять свое предназначение, которое заключалось в уничтоже­нии самолетов, атакующих авиа­носные соединения. Испытания на пригодность к эксплуатации на авианосце проводились с ис­пользованием шестого F4H-1 (№ 143391) на борту «Индипенденс» в Атлантике 15—20 февраля. Вторая часть испытаний прохо­дила на борту авианосца «Интрепид» (CV-11). Еще в 1960 году ВМС начали формировать первую авиаци­онную эскадрилью пополнения с ротацией экипажей — VF-101 «Grim Reappers», тогда дислоциро­вавшуюся в Ки-Уэсте (Флорида), а позднее на базе ВМС в Осиэна (Вирджиния). Первая боеготовая эскадрилья первой линии оборо­ны VF-74 была введена в строй в октябре 1961 года, позднее ее разместили на борту авианосца «Саратога».

Интерес ВВС

Для ВВС США адаптация истре­бителя ВМС была исключитель­ным фактом. Обычно самолеты ВМС отставали на полпоколения от своих собратьев в ВВС. Теперь роли поменялись, и официальные демонстрационные полеты между F-106 и новым Phantom показали превосходство последнего факти­чески по всем параметрам на всех режимах. ВВС так хотели заполу­чить новый истребитель, что после оценки двух прототипов F-110А (практически F-4B ВМС), они позаимствовали еще 29 F-4B, что­бы ускорить поставки F-4C. По­следний представлял собой F-4B с незначительными внешними из­менениями, но с другой модифи­кацией двигателя и другим БРЭО. Самолетами в течение короткого времени переоснастили два крыла тактических истребителей (12-е и 15-е), базировавшиеся на авиабазе Макдилл (Флорида).

Последняя бронетехника