Тайный наблюдатель Lockheed А-12

4 июля 1956 года летчик ЦРУ Х. Стокчан выполнил первый рабочий полет на Lockheed U-2 (изделие 347). В полете бы­ли сделаны фотографии ранее недоступных территорий, тем самым ЦРУ с помощью изделия от «Lockheed» обеспечили себя исключительным средством сбора разведывательной информации по всему миру. Несмотря на потрясающие результаты, руководство США требовало постоянного подтвер­ждения, что самолет U-2 не спо­собны перехватить советские ис­требители и ракеты, так как потеря американского разведывательного самолета над территорией СССР имела бы серьезные политические последствия для администрации США. Хорошо осознавая деликат­ность ситуации, директор ЦРУ Аллен Даллес пригласил Ричарда Бисселла, ведущего экономиста и инноватора, в качестве специаль­ного советника по планированию и координации. Р. Бисселл вместе с конструктором U-2 Джонсоном пришли к выводу, что самолет будет недосягаем для советской ПВО не более двух лет.

Реально и-2 оставался уникальным и бесцен­ным источником разведыватель­ной информации почти четыре года, пока Ф. Пауэрса не сбили под Свердловском 1 мая 1960 года.

Начало исследований

Р. Бисселл начал проводить иссле­дования и разработку самолета-преемника. Осенью 1957 года он сделал запрос в подразделение «Skunk Works» фирмы «Lockheed» относительно того, смогут ли они разработать без контракта и финансирования конструкцию перспективного разведыватель­ного самолета. Запрос также послали в отделение «Convair» компании «General Dynamics». Оба подразделения дали согласие, и их уверили, что в со­ответствующий момент все будет оплачено. Через год ЦРУ получило результаты разрабо­ток, которые прово­дились на свой страх и риск в этих компаниях. 28 августа 1959 года руко­водитель программы сообщил Келли Джонсону, что конкурс на постройку преемника U-2 вы­играл Lockheed А-12. Компания «Lockheed» получила официальное предложение и средства в разме­ре 4,5 млн долларов на расходы в период с 1 сентября 1959 года по 1 января 1960 года. Програм­му в целях секретности назвали «Oxcart» («Воловья повозка»), по­скольку создавался новый револю­ционный самолет для специальных задач.

После многочисленных задер­жек, в которых не было вины инженеров «Lockheed», первый А-12 (изделие 121) был подготовлен к скоростному рулению на секрет­ной базе, находящейся в пустыне Невада. База была известна как Зона 51 или Грум Драй Лэйк, хотя летчики ЦРУ называли ее «Ран­чо». Летчик-испытатель Л. Шолк разогнался на ВПП, и самолет, заправленный небольшим количе­ством топлива, быстро поднялся в воздух. Шолк обнаружил, что машина очень тяжела в управле­нии, настолько тяжела, что многие, наблюдавшие этот незапланиро­ванный полет, подумали, что они видят кончину А-12. Однако Шолк выровнял самолет и посадил его в облаке пыли на дальней полосе аэродрома. Два дня спустя он вы­полнил первый полный полет. Во время его выполнения возникли проблемы, связанные с незначи­тельным осыпанием в полете мате­риала противорадиолокационного покрытия с передней кромки. 30 апреля 1962 года, с задержкой на год, Л. Шолк поднял А-12 в пер­вый официальный полет перед представителями правительства. Все получили должное представ­ление о новейшем сверхсекретном самолете «Lockheed», имеющем скорость М=3.

Набор летчиков

ЦРУ начало поиск летчиков для программы еще до того, как само­лет выполнил свой первый полет. Всего из подразделений ВВС было выбрано 11 человек. Все они про­шли тщательный медицинский отбор и проверку ЦРУ на благо­надежность. Установка оборудо­вания проводилась одновременно с летными испытаниями, начав­шимися весной 1963 года. 20 июля впервые была достигнута скорость , М=3. К ноябрю 1965 года группа «Oxcart» была объявлена действую­щей, но А-12 действительно встал в строй только в мае 1967 года. В период подготовки летчики отта­чивали свои умения, за это время было потеряно четыре А-12 из 10. Самолет, достигавший скорости М=3,56 на высоте 29300 м, тща­тельно проверялся, но ему никогда не пришлось летать над террито­рией СССР, страны, для разведки которой он разрабатывался.

«Черный щит»

Вместо этого Cygnus («Созвездие Лебедя», как называли А-12 пило­ты ЦРУ) получил боевое креще­ние в небе Юго-Восточной Азии. Для возможного использования в 1965 году четыре А-12 решили разместить в Кадене, Окинава, в рамках операции «Черный щит». Но только 22 мая 1967 года первый А-12 (Х« 60-6937) покинул Зону 51 и отправился в шестичасовой полет на Окинаву. Пару дней спустя туда прибыли 60-6930 и чуть позже 60-6932, который сделал вынужденную посадку на острове Уэйк из-за проблем с радиообору­дованием.

Эксплуатация А-12

А-12 официально приняли в экс­плуатацию 29 мая 1967 года, на следующий день метеослужба ВВС сообщила, что погодные условия являются идеальными для аэрофотосъемки над Северным Вьетнамом.

Ранним утром 31 мая М. Войводич на борту 60-6937 покинул Кадену и, набрав высоту 7620 м, дозаправился от ожидавшего его танкера КС-135. Затем летчик на­брал рабочую скорость и высоту. В пространство противника А-12 вошел на скорости М=3,2 и высоте 24 390 м. Так называемый вход был выполнен над Хайфонгом, потом проход над Ханоем, затем самолет покинул Северный Вьетнам в рай­оне Дьен Бьен Фу. Вторая доза­правка проходила над Таиландом, потом снова набор высоты и скорости и второй вход в воздушное пространство Северного Вьетнама у демилитаризованной зоны. Пос­ле полета продолжительностью 3 ч 40 мин А-12 вернулся в Кадену. По самолету было выполнено несколько запусков ракет класса «земля – воздух», но они разорва­лись значительно ниже его. От­снятые пленки были отправлены специальным курьерским рейсом на завод «Eastman Kodak» в Рочестере, Нью-Йорк, для проявки. На них обнаружили 10 высокоприо­ритетных целей, в том числе 70 из 190 известных позиций боевых ракет.

В течение 1967 года А-12 совер­шили 22 вылета, еще шесть в пери­од с 1 января по 31 марта 1968 года. Большинство полетов выполня­лось над Северным Вьетнамом, два — над Северной Кореей. В марте 1968 года для выполне­ния разведзадач в Кадену начали прибывать SR-71, что означало конец полетам на А-12. Известно, что два А-12 вернулись в США, а третий исчез до перелета.

Последняя бронетехника