Ударный самолет и самолет-разведчик А-5 (A3J) «Виджилант»

A3J (после 1962 года – А-5) «Виджилант» компании «Норт Америкен» никогда не находился в центре внимания, но воплотил в себе больше нововведений, чем любой другой самолет в истории. Он имел полностью управляемые воздухозаборники и сопла, цельноповоротный киль, дифференциально отклоняемые плоскости стабилизатора, используемые для управления по крену вместе с интерцепторами; обдуваемое крыло переменного искривления; полную инерциальную навигационную систему, сопряженную с автопилотом; систему автоматического захода на посадку на авианосец в сложных метеорологических условиях (CMY); реактивные катапультные кресла со стабилизирующими парашютами; усиленную титановую конструкцию с золотым покрытием в высокотемпературных зонах. Первый опытный образец YA3J-1 совершил свой первый полет в августе 1958 года. Еще одним нововведением самолета был большой отсек между двигателями вдоль его осевой линии, в котором размещались два больших топливных бака и ядерная бомба, сбрасываемые на цель как единое целое.

К началу 1962 года первое боевое подразделение базировалось на авианосце ВМС США «Энтерпрайз», а обозначение самолета A3J-1 было заменено на А-5А. Всего компания «Норт Америкен» поставила в войска 57 А-5А.

Разведывательный «Виджилант»

Безусловно, наиболее важной модификацией «Виджиланта» был дальний самолет-разведчик A3J-3P (RA-5C), который являлся авиационным компонентом комплексной системы оперативной разведки ВМС США, автоматическая обработка информации в которой осуществлялась в реальном масштабе времени на авианосце или на берегу. На RA-5C вместо атомной бомбы размещалось дополнительное топливо, а гигантская РЛС бокового обзора (SIAR) находилась в обтекателе вдоль нижней части фюзеляжа. Внушительная батарея фотоаппаратов и средств радиотехнической разведки составляла наиболее комплексную разведывательную систему того времени. Было выпущено около 55 RA-5C плюс еще 53 были перестроены из A3J-1 Эскадрилья RVAH-5C июня 1964-го до 1980-го действовала с авианосца ВМС США «Рей­нджер» в Юго-Восточной Азии.

 

Характеристики

RA-5C «Виджилант» компании «Норт Америкен»

Тип: двухместный разведывательный самолет.

Масса: пустого самолета – 17 009 кг, максимальная взлетная – 29 937 кг.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя J79-GE-10 тягой на форсаже 79,42 кН.

Летные данные:

максимальная скорость полета на больших высотах без внешних подвесок – 2229 км/ч;

практический потолок – 14 750 м;

практическая дальность полета – 4828 ш.

Размеры:

размах крыла – 16,15 м;

длина – 23,32 м;

высота – 5,91 м;

площадь крыла – 70,05 кв. м.

Последняя бронетехника