Всепогодный штурмовик А-6 «Интрудер» компании «Грумман»

Корейская война наглядно продемонстрировала потребность в реактивном палубном штурмовике, эффективном в любых погодных условиях. Поэтому в 1957 году восемь компаний представили на рассмотрение ВМС США 11 проектов дальнего маловысотного ударного самолета. Победил проект компании «Грумман» 6-128 «Интрудер», который стал одним из основных самолетов конца войны в Юго-Восточной Азии. Он стал основой множества модификаций, применявшихся в боевых действиях до 1991 года.

Создание «Интрудера»

Первый из восьми опытных летательных аппаратов YA2F-1 (впоследствии — УА-бА) взлетел 19 апреля 1960 года. Четыре опытных самолета были оснащены двумя турбореактивными двигателями J52-P-6 тягой 37,81 кН, сопла которых слегка отклонялись вниз, обеспечивая дополнительную подъемную силу на взлете.

Первый серийный А-6А (первоначально A2F-1) вошел в состав VA-42 в феврале 1963 года. Цифровой прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Интрудера» обеспечивал высокую эффективность самолета в неблагоприятных условиях влажного климата. Имея максимальную боевую нагрузку более 7711 кг, самолет стал мощным усилением для американского арсенала в Юго-Восточной Азии. Выпуск базового А-6А продолжался до декабря 1969 года и составил 482 самолета, еще 21 самолет, построенный в варианте ЕА-6А, сохранил некоторые возможности по поражению наземных целей, но использовался во Вьетнаме в основном для обеспечения действий А-6А в качестве самолета радиотехнической разведки и РЭБ.

Кроме того, три варианта «Интрудера» были произведены путем переоборудования уже выпущенных А-6А. Первым из них был А-6В (19 самолетов вошедших в состав новой из эскадрилий ВМС США), отличавшийся от начальной модели, прежде всего способностью, нести УР AGM-78 «Стандарт» вместо УР класса «воздух-земля» AGM-12B «Буллпап». Для обнаружения и поражения целей, невидимых для стандартной РЯС самолета «Интрудер», компания «Грумман» впоследствии переделала 12А-6А в А-6С, разместив в турельной установке под фюзеляжем инфракрасную станцию обзора передней полусферы и высокочувствительную телевизионную станцию.

Самолет-заправщик KA-6D

Прототип созданного на базе А-6А самолета-заправщика KA-6D впервые поднялся в воздух 23 мая 1966 года, а затем был заключен контракт на серийное производство этой модификации. Впоследствии он был отменен, но 62 А-6А были преобразованы к конфигурации KA-6D, включая оснащение аппаратурой радионавигационной системы «Такан» и размещение в хвостовой части фюзеляжа оборудования дозаправки в воздухе других палубных самолетов. KA-6D мог также использоваться как дневной бомбардировщик или воздушный пункт управления спасательными операциями.

Решительный «Интрудер»

27 февраля 1970 года состоялся первый полет самолета А-6Е, представлявшего собой усовершенствованный вариант А-6А. В общей сложности было выпущено 240 А-6Е и 205 самолетов А-6А, А-6В и А-6С.

Базовый А-6Е с модернизированными планером и силовой установкой самолетов А-6 более ранних модификаций имел новое радиоэлектронное оборудование с многорежимной навигационной РЛС APQ 148 компании «Норден», ПрНК ASQ-133 производства компаний «Ай-Би-Эм» и «Фэйрчайлд», аппаратурой управления вооружением компании «Конрак» и видеомагнитофоном для регистрации результатов выполнения боевых задач компании «Ар-Си-Эй». Первый полет экспериментального самолета состоялся 22 марта 1974 года, после чего все «Интрудеры» ВМС и морской пехоты США прошли дальнейшую модернизацию по программе TRAM, получив в дополнение к стандартному оборудованию А-6Е сопряженный с РЛС компании «Норден» и установленный на турели комплект оптоэлектронной аппаратуры компании «Хьюз» в составе лазерной и инфракрасной станций обзора передней полусферы, бортовую инерциальную навигационную систему CAINS, предназначенную для обеспечения посадки самолета на авианосец в автоматическом режиме, а также оборудование для применения самонаводящихся и лазерных АСП класса «воздух-земля». В рамках отдельной программы 50 А-6Е получили возможность нести по четыре противокорабельные ракеты «Гарпун», впоследствии вошедшей в арсенал всех «Интрудеров», участвовавших в боевых действиях до 1991 года и выведенных из ВМС США в 1997 году.

Характеристики

A-6E/TRAM «Интрудер» компании «Грумман»

Тип: двухместный всепогодный штурмовик палубного и наземного базировании.

Масса: пустого самолета — 12 093 кг; максимальная взлетная — 581 кг при взлете с катапульты и 397 кг при взлете с разбегом

Размеры: размах крыла — 16,15 м; длина — 16,69 м; высота — 4,93 м; площадь крыла — 49,13 кв. м.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя J52-P-8B тягой 41,37 кН каждый

Летные данные: максимальная скорость полета у земли — 1036 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте — 763 км/ч; скороподъемность у земли — 2323 м/мин; практический потолок — 12 925 м; практическая дальность полета с максимальной боевой нагрузкой — 1627 км.

Вооружение: до 8165 кг АСП. Типичные варианты боевой нагрузки: до трех неуправляемых ядерных бомб В28, В43, В57 или В61; пять 907-кг бомб Мк84. 10 454-кг бомб Мк8З; 22 227-кг бомбы Мк82; четыре противорадиолокационные УР AGM-45 «Шрам» или AGM-88 «Харм»; две противокорабельные ракеты AGM-84 «Гарпун», две УР класса «воздух-земля» AGM-84E «Слэм», четыре УР класса «воздух-земля» AGM-65 «Мейверик», четыре управляем авиабомбы (УАБ) типа «Пейвуэй» с лазерной системой наведения.

Последняя бронетехника