Многоцелевой истребитель КВВП Як-38 («Форджер») КБ Яковлева

Разработка истребителя КВВП для новых авианосцев советского военно-морского флота типа «Киев» началась в 1962 году. Интенсивные исследования привели к созданию множества экспериментальных самолетов Як-36 («Фрихэнд») с велосипедным шасси, как на Як-50. Самолет был оснащен двумя двигателями Р-11В тягой 36,78 кН и поворотным соплом.

Хотя Як-36 мог нести пушки и контейнеры для ракет, он не был принят на вооружение, но привел к созданию Як-38. Як-38 впервые взлетел 28 мая 1970 года (как Як-36М) и прошел испытания в форме прототипа на борту «Москвы» в 1972 году.

«Форджер-А»

Использовавшийся как штурмовик и истребитель, Як-38 получил в НАТО условное обозначение «Форджер-А» Он был оснащен одним турбореактивным двигателем Р-27В-300 с двумя поворотными соплами и тягой 65,59 кН, а также двумя одновальными турбореактивными подъемными двигателями РД-36-35 Колесова (Рыбинск) тягой 23.04 кН, размещенными друг за другом позади кабины летчика.

Под неподвижной частью крыла можно было установить до четырех пилонов. Некоторые модернизированные и относившиеся к более поздним сериям самолеты могли нести подвесные топливные баки. Як-38М также имел более мощную силовую установку (позволяющую нести дополнительное топливо), что было достигнуто путем некоторого форсирования двигателей. Двухместный учебно-тренировочный самолет.

Уникальные эксплуатационные и пилотажные характеристики Як-38 обусловили необходимость разработки его двухместного варианта как учебно-тренировочного самолета. Получившийся Як-38У «Форджер-Б» (Як-36У) не имел вооружения, а летчики в нем сидели друг за другом под отдельными открывавшимися в сторону откидными частями фонаря. Его удлиненная носовая часть была значительно отклонена вниз. Отсек в хвостовой части фюзеляжа компенсировал более длинную носовую, но площадь киля увеличена не была. Як-38У не был оснащен подкрыльевыми пилонами, приемником инфракрасного (ИК) диапазона и РЛС и поэтому боевых возможностей не имел.

Усовершенствования в течение срока эксплуатации самолета включали установку створок подсоса дополнительного воздуха в основных воздухозаборниках, а также передней и задней перегородок с каждой стороны верхнего воздухозаборника подъемных двигателей.

При проведении войсковых испытаний в Афганистане в 1980-1981 году Як-38 продемонстрировал ограниченную боевую нагрузку и высокую аварийность.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Як-36 «Форджер-А» КБ Яковлева

Тип: многоцелевой палубный истребитель КВ8П.

Размеры: размах крыла — 7,02 м: длина — 15,43 м: площадь крыла — 18,69 кв. м

Силовая установка: (Як-38М) один турбореактивный двигатель Р-27ВМ-300 производства МНПК «Союз» (Туманский) тягой 68,04 кН и два турбореактивных двигателя РД-36-35ФВР производства РКБМ (Колесо«) тягой 29,90 кН каждый

Летные данные: максимальная скорость горизонтального полета у земли — 978 км/ч; скороподъемность у земли — 4500 м/мин; практический потолок — 12 000 м, боевой радиус действия — 200 км. Як-38М — 390 км.

Масса: пустого самолета с летчиком — 7370 кг; максимальная взлетая (при взлете с разбегом) — 11700 кг

Вооружение: до 2000 кг на четырех пилонах.

 

 

Последняя бронетехника