Палубный самолет МиГ-29К («Фалкрум») КБ Микояна

МиГ-29К создавался как многоцелевой истребитель в дополнение к истребителю-перехватчику Су-27К на авианосцах, которые планировалось принять на вооружение ВМФ СССР в 90-е годы. Однако в результате в серию пошел только Су-27К.

Испытания оснащенного гаком МиГ-29КВП показали, что МиГ-29 мог безопасно взлетать с трамплина, а посадка с использованием аэрофинишере была возможна в пределах диапазона эксплуатационных масс самолета. Однако было принято решение, что для создания идеального палубного МиГ-29 необходимо увеличить площадь крыла и тягу силовой установки.

Так как потребовался новый вариант МиГ-29, КБ Микояна разработало его на базе нового многоцелевого самолета МиГ-29М. имевшего легкий планер и многофункциональную РЛС и способного применять высокоточные боеприпасы.

Форсированные двигатели

При создании МиГ-29М и МиГ-29К происходило определенное взаимовлияние. Так. форсированные двигатели РД-ЗЗК, разработанные для палубного самолета, были установлены и на МиГ-29М. Новый двигатель за короткое время мог развить тягу

92,17 кН, что было удобно на взлете, в случае ухода на второй круг или при исправлении отклонений на предпосадочном планировании.

Новое крыло

Основной особенностью МиГ-29К является его новое крыло, складывающееся почти на треть своего размаха и оснащенное двухщелевыми закрылками с увеличенной хордой, с элеронами увеличенного размаха. Законцовки крыла были еще больше разнесены, а их сечение увеличено для размещения элементов новой системы РЭБ. Передняя кромка крыла имела переменную прямую стреловидность, и небольшое увеличение толщины в корневой части.

В дополнение к новому крылу МиГ-29К имел новое усиленное шасси с большим ходом штока амортизатора и тормозной гак.

В дополнение к автоматическому радиокомпасу «Узел» серийные МиГ-29К должны были иметь полностью автоматическую систему посадки на авианосец. Экспериментальные самолеты использовали такую систему, которая обеспечивала гарантированную посадку самолета в пределах шестиметровой окружности на палубе при показаниях вертикальной и поступательной скоростей в строго ограниченном диапазоне. Этого было не вполне достаточно для гарантированного попадания в трос аэрофинишера и посадки по осевой линии полетной палубы.

Испытания на авианосце

Первый экспериментальный самолет взлетел 23 июня 1988 года и с 1 ноября 1989 года использовался для интенсивных испытаний на корабле «Тбилиси».

Второй экспериментальный образец применялся главным образом для испытания систем и совершил только шесть посадок на авианосец.

Конец «холодной войны» и распад СССР послужили причиной прекращения работ по созданию однотипных с «Тбилиси» кораблей. Сам «Тбилиси» стал «Адмиралом Кузнецовым», а приобретение двух

отдельных типов истребителей для его авиакрыла оказалось неприемлемо дорогим.

В 2000 году Индия приобрела у России авианосец «Адмирал Горшков», а в качестве многоцелевого истребителя для этого корабля заказала 46 МиГ-29К с началом поставок после 2003 года.

Последняя бронетехника