СУ-15 на службе

Первые Су-15 поступили в бое­вые части в 1967 году, постепенно вы­тесняя старые Су-9 и Су-11. а также Як- 25М и Як-28П. Серийный выпуск самолета закончился в 1974 году, все­го было построено 1400 машин. Пило­ты любили Су-15 за безопасность (два двигателя, возможность лететь на од­ном двигателе, наличие автоматичес­кой системы ведения на посадку) и за удобное мягкое управление. Интересные данные были опубликованы в журнале «Авиация и космонавтика» №5-6 за 1992 год. Эти данные обобщали информацию о первых десяти годах эксплуатации самолетов Су-15. В 1967-1976 годах самолеты налетали в общей сложно­сти 547055 часов (лишь за 1976 год налет составил 98700 часов). Было потеряно 37 самолетов, то есть 6,76 самолетов на 100000 часов налета. За весь период эксплуатации этот пока­затель еще меньше – 6,2 самолета.

То есть Су-15 отличался повышенной аварийностью в первый период служ­бы, в течение первых месяцев пока­затель достигал величины 45 самоле­тов на 100000 часов. Однако в целом, Су-15 был надежнее других самоле­тов. Для сравнения, данный показатель у МиГ-25 равнялся примерно 10, у МиГ-31 – 11,5, у американского Р- 15 – 6, и у И-16 – 10. Су-15 поступал на вооружение только авиации ПВО и никогда не поставлялся в ВВС и не продавался на экспорт. Лишь в начале 70-х го­дов небольшая группа истребителей действовала в Египте, но все экипа­жи были советскими.

Су-15 дважды выполнял бое­вые задания. Оба раза целью стано­вились иностранные пассажирские самолеты, осуществлявшие разведы­вательные миссии над территорией СССР. 20 апреля 1978 года в воздуш­ное пространство в районе Мурман­ска вторгся «Боинг-707» южнокорей­ской авиакомпании КАЦ летевший по маршруту Париж-Канада. Само­лет был перехвачен Су-15ТМ, кото­рый выпустил две ракеты Р-98. «Бо­инг» получил повреждения и совершил вынужденную посадку на льду озера. Погибло двое из находив­шихся на борту 108 пассажиров.

В ночь с 31 августа на 1 сен­тября 1983 года самолет «Боинг-747» той же южнокорейской авиакомпа­нии КАЬ, летящий из Канады в Ко­рею отклонился на несколько сот ки­лометров от нормального курса, вторгся в воздушное пространство Советского Союза и в течение двух с половиной часов летел над советской территорией. В итоге самолет был сбит двумя ракетами Р-98, пущенны­ми перехватчиком Су-15ТМ. Само­лет упал в море. Погибли все пасса­жиры и члены экипажа – 269 человек.

С начала 80-х годов Су-15 по­степенно вытеснялись новыми Су-27 и МиГ-31. В 1990 году по официаль­ным данным на европейской части СССР оставалось 230 Су-15. Вероят­но, примерно то же число самолетов действовало на азиатской части. На территории Украины дислоцирова­лись два полка: 62-й ИАП в Бельбе- ке и 636-й ИАП в Краматорске. Еще один ИАП – 166-й – дислоцировался в Сандаре, Грузия. На территории России находились четыре полка: 153-й ИАП в Мошанске, 265-й ИАП в Подужемье, 431-й в Африканге (по иронии судьбы этот город лежит за Полярным кругом) и 611-й в Доро­хове. В 153-м ИАП оставалось всего 4 Су-15, остальные машины МиГ-31.

В начале 90-х годов Су-15 бы­стрыми темпами снимались с воору­жения. 17 марта 1993 года на базе около Самары в присутствии иност­ранных наблюдателей были уничто­жены четыре Су-15. На протяжении следующих 30 дней было уничтоже­но 40 машин этого типа. Вероятно, в настоящее время Су-15 в российской армии уже не осталось.

Несколько Су-15 сохранилось в музеях. Т-58ВД (Т-58Д-1) в течение многих лет находился при кафедре самолетостроения МАИ, но позднее был сдан на слом. Сохранились лишь отдельные узлы этого самолета, пред­ставлявшие интерес в инженерном плане. Первый серийный экземпляр Су-15 №00-01 находится на террито­рии ОКБ Сухого. Другой прототип Т-58Д-2 (Т-58Л) экспонируется в му­зее в Монино. Кроме того, в коллек­ции музея находятся Су-9 (бортовой номер 68, серийный номер 0615308) и Су-11 (бортовой номер 14, серий­ный номер 0115307). Еще один Су-15 можно увидеть в экспозиции Ходын- ского аэродрома в Москве. Там сто­ят два Су-15 (один с треугольным крылом, бортовой номер 42, серий­ный номер 0642; другой с бортовым номером 85, серийным номером 0844), Су-15УТ (бортовой номер 50, серийный номер 10100), а также Су- 15Т (бортовой номер 37, серийный номер 0105). Кроме того, там есть самолет Су-9 (бортовой номер 10, се­рийный номер 0815348).

 

Последняя бронетехника