Су-27К (Су-33) («Флэнкер-Д») КБ Сухого (морской Су-27)

К разработке палубного варианта Су-27 приступили в начале 80-х годов одновременно с началом советской программы строительства авианосцев. Самолет рассматривался исключительно как истребитель ПВО флота, который являлся бы лишь одним из компонентов смешанного авианосного авиакрыла, в которое планировалось также включить новые самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые истребители МиГ-29К. Поэтому Су-27К («Флэнкер-Д») был разработан на базе самолета Су-27, не многоцелевого Су-27М.

На нескольких Су-27 были проверены различные варианты компоновки серийного Су-27К, включая переднее горизонтальное оперение для испытания особенностей управления на предпосадочном планировании и тормозной гак. Макет полетной палубы был впоследствии оборудован трамплином, идентичным установленному на первом советском авианосце «Тбилиси» для сокращения дистанции разбега.

Экспериментальные Су-27К

За тремя модифицированными Су-27 последовала партия экспериментальных самолетов Т-10К (Су-27К), каждый из которых немного отличался от других. Первый экспериментальный Су-27К поднялся в воздух 17 августа 1987 года. Все Т-10К имели двойные носовые колеса, двухщелевые закрылки и складывающиеся консоли крыла и хвостовых стабилизаторов.

Все экспериментальные образцы Су-27К имели уменьшенные «хвостовые конусы» и тормозные гаки квадратного сечения; ни один не был оснащен тормозным парашютом

Испытательные посадки на палубу авианосца начались 1 ноября 1989 года, когда Виктор Пугачев посадил второй Су-27К на «Тбилиси» и стал первым русским летчиком, посадившим самолет обычной схемы на авианосец. Этот второй экспериментальный самолет стал первым полноценным Су-27К.

Эксплуатация самолетов на авианосце началась 26 сентября 1991 года. Войсковые испытания прошли очень успешно.

Авианосный флот?

Если бы честолюбивые планы Советского Союза по строительству четырех авианосцев претворились в жизнь, для их авиакрыльев могли потребоваться около 72 серийных Су-27К. Однако окончание «холодной войны» привело к массовому сокращению авианосной программы СССР. «Адмирал Кузнецов» (бывший «Тбилиси», а до того – «Брежнев») остался единственным авианосцем в составе российского ВМФ, а программы создания самолетов ДРЛО и МиГ-29К были прекращены.

Если бы для нового авианосца надо было закупать только один тип самолета, то логичнее всего это должен был быть многоцелевой МиГ-29К. Однако политическое влияние главного конструктора КБ Сухого Михаила Симонова было таким, что для серийного производства самолетов и их обслуживания было выбрано это КБ, э российский флот был вынужден смириться с ограниченными возможностями нового самолета (и соответственно авианосца).

На самом деле Су-27К обладает некоторыми существенными преимуществами перед МиГ-29К, прежде всего в дальности действия. Перед принятием на вооружение серийный Су-27К был переименован КБ Сухого в Су-33, но остался лишь палубным вариантом основного российского истребителя-перехватчика ПВО

Первая боевая служба

Первый выход «Кузнецова» на настоящую боевую службу состоялся в начале 1996 года. В состав авиагруппы корабля входила 1-я эскадрилья Североморского полка на самолетах Су-27К.

Со времен той первой боевой службы, которая вскрыла множество недостатков в эксплуатации самолетов на корабле, расходы России на оборону еще больше сократились. «Кузнецов» совершил еще несколько походов, но летчики Су-27К смогли потренироваться в дозаправке топливом в полете от самолетов-заправщиков Ил-78 и выполнить практические пуски УР класса «воздух-воздух».

С появлением двухместного Су-27КУБ Военно-морской флот России приобрел новое мощное оружие. Первоначально рассматривавшийся Западом как морской вариант самолета Су-32ФН (Су-34), новый самолет имеет также большой потенциал как самолет РЭБ. разведки или ДРЛО.

Однако даже при условии достаточного финансирования практическое воплощение этого потенциала потребует многих лет.

Последняя бронетехника