Техническое описание Су-15
Планер. Цельнометаллический моноплан классической схемы. Несущие плоскости треугольной формы. Конструкция изготовлена из алюминиевых сплавов Д16, Д19 и В95, а наиболее нагруженные элементы – из стали ЗОХГСА и ЗОХГСНА.
Фюзеляж – разделяется на две части: переднюю (34 шпангоута) и заднюю (11 шпангоутов). Длина фюзеляжа 19,145 м. максимальное сечение 2,724 м. Передняя часть фюзеляжа вмещает радиолокационную станцию , нишу передней стойки шасси, АМГ-10. Два контура входят в состав механизма управления самолетом (контур левого и правого бортов). Два остальных контура приводят в действие шасси, закрылки, аэродинамические тормоза, радиоантенны, створки воздухозаборников и сопел двигателей, и др.
В самолете Су-15ТМ изменение типа РЛС позволило уменьшить число гидравлических контуров с четырех до трех, поскольку антенна радара теперь не нуждалась в гидравлическом приводе (у «Тайфуна» антенна приводилась в движение электромотором).
Кроме того, в самолете имелось три пневматических контура, работающих под давлением до 200 кг/см2. Пневматика управляла колесами шасси, системой аварийного выпуска шасси и закрылков и др. Электрооборудование работало при постоянном напряжении 27 В и переменном напряжении 115 В/400 Гц.
Кабина пилота и приборный отсек оснащены кондиционером, поддерживающим постоянное давление и температуру. Кабина пилота также оснащалась системой вентиляции, а также системой антизапотевания фонаря кабины.
Двигательная установка – самолет Су-15 оснащен двумя турборе- активными двигателями Р-11Ф2С- 300 или Р-11Ф2СУ-300 (поздние серии) тягой 38,2 кН (3900 кг) и максимальным дожиганием 60,8 кН (6200 кг). Двигатель Р-11Ф2С-300 (изделие 37Ф2С) – двухваловый однопоточ- ный турбореактивный с шестисту- пенчатым компрессором и двухступенчатой турбиной. Масса двигателя 1194 кг, расход топлива 0,242 кг/Нч (2,37 кг/кгч) с полным дожитом и 0,098 кг/Нч (0,96 кг/кгч) в предельном режиме без дожита. Самолет Су- 15ТМ получил двигатели Р-13Ф-300 (изделие 95) похожей конструкции но с тягой 40,2 кН (4100 кг) и тягой с полным дожитом 64,7 кН (6600 кг).
Топливо заливалось в три фюзеляжных бака и два бака внутри крыльев общей емкостью 6860 л. Дополнительно под фюзеляжем предусмотрена подвеска двух баков по 600 л, доводящих общий запас топлива до 8060 л. Топливо стандартное: Т-І, ТС-1.Т-2 или РТ.
Оснащение. Радиостанция РСИУ-5В (Р-802В). Навигационное оборудование включает в себя: пеленгатор МРП-56П, радиоснидометр РВ-
УМ (РВ-4). автоматический радиокомпас (АРК-10, его антенна проходит через фонарь кабины), курсовая система КСИ-5, искусственный горизонт АГД- 1. Разведывательная аппаратура состоит из станции активного ответа СОД- 57М. станция быстрого распознавания типа «свой-чужой» СРЗО-2М «хром- никель» и предупреждающая станция «Сирена-2». Система наведения на цель состоит из приемника управляющих сигналов АРЛ-С («Лазурь-С»)
У самолета Су-15ТМ радиостанция Р-832М («Эвкалипт-СМ»), радиотехническая система быстрой навигации РСБН-5С (позднее РСБН- 6С «Искра-К»), станция предупреждения «Сирена-3» (СГ10-10), радиоспидометр РВ-5, система приема управляющих сигналов АРЛ-СМ («Лазурь-СМ») и др. Су-15ТМ также получил систему автоматического управления САУ-58, взаимодействующей с бортовой системой «Лазурь» и наземной системой наведения «Воз- дух-1М». Благодаря перечисленной аппаратуре самолет выходил на цель в полностью автоматическом режиме. После выпуска ракет самолет той же системой автоматически доводился до аэродрома до высоты 50 м.
Вооружение. Главная оружейная система предназначалась для обнаружения и наведения радиолокационной станции. У самолетов Су-15 радар РП-15М («Орсл-Д58М», у первых машин РП-15 «Орел-Д58»), У самолетов Су-15Т радар «Тайфун», у Су-15ТМ («Тайфун-М», позднее «Тайфун-М2»).
Главное вооружение Су-15 состояло из двух ракет класса «воздух- воздух» Р-98 (или более старые Р-8М- 1, Р-8М, Р-8) с пассивной головкой самонаведения. Ракеты подвешивались под крыльями на балках ПУ-1- 8 на расстоянии 3,125 м от оси самолета). На самолете Су-15ТМ использовались новые ракеты Р-98: Р-98М. Р-98МР и Р-98МТ).
Ракета М-8 и ее позднейшие модификации были созданы коллективом «Молния» М. Бисновата. Первая версия К-8 начала испытания в 1956 году, но в серию так и не пошла. В 1961 году для вооружения самолетов Су-11 и Як-28П решили использовать модифицированную ракету К-8М (армейское обозначение Р-8М). Все советские ракеты «воздух-воздух» имели два названия: рабочее с буквой «К» и армейское с буквой «Р». В 1963 году появилась следующая модификация – Р-8М1. Эта модификация выгодно отличалась тем, что позволяла поражать цели, ле- тящис на высотах от 300 м, в то время как старые ракеты нельзя было использовать на высотах ниже 5000 м.
В 1965 году начался выпуск ракет Р-8М2, позднее переименованных в Р-98. Эти ракеты имели полуактивную радиолокационную головку, позволявшую атаковать цели не только сзади, но и спереди. В 1973 году ракета Р-98 уступила место своей последней модификации – Р-98М, отличавшейся большей устойчивостью к помехам. Все ракеты выпускались в двух вариантах: с радиолокатором (суффикс «Р») и с ИК-головкой (суффикс «Т»). Учебным вариантом ракеты была УР-8М, принятая на вооружение в 1966 году. По классификации НАТО все ракеты серии К-8 обозначались АА-3 «АпаЬ».
Ракета Р-98 диаметром 275 мм, длиной 3,93 м (радиолокационная модификация) и массу 292 кг, из которых 40 кг приходилось на боевой заряд. При атаке с передней полусферы максимальная дальность составляла 18 км, минимальная 4 км. При атаке с задней полусферы параметры составляли 14 км и 1,8 км, соответственно. У остальных ракет параметры примерно те же. Р-8М весит 275 кг и имеет меньшую дальнобойность: Р-8М -12 км, Р-8М1 -до 14км.
Позднее, Су-15 последних серий получили две дополнительные подвески ПД-62, расположенные под крыльями в 1,65 м от оси. На подвесках устанавливались ракеты ближнего радиуса действия Р-60. Ракеты Р- 60 (изделие 62) была легкой самонаводящейся, с головкой с ИК- системой наведения. Ракета создавалась для комплекса «Молния», серийный выпуск начался в 1973 году. Развитием Р-60 стала ракета Р-60М. На Западе ракеты Р-60 получили название АА-8 Aphid. Масса ракеты составляла всего 43,5 кг, из которых 3,5 кг приходится на боевую часть. Длина ракеты 2095 мм, диаметр 120 мм, максимальная дальность 7,5 км, минимальная дальность полета 300 мм.
Одновременно с пусковыми установками для ракет Р-60, на самолет установили подфюзеляжные выносы БДЗ-59ФК для крепления орудийных гондол УПК-23-250. Гондола УПК-23- 250 (унифицированный пушечный контейнер) содержала в себе пушку ГШ- 23J1 и боекомплект 250 выстрелов. Звенья пулеметной ленты оставались внутри гондолы, в то время как гильзы выбрасывались свободно. Масса пустой гондолы УПК0-23-250 – 78 кг, а с пушкой и боекомплектом 218 кг. Дійна контейнера 3166 мм, ширина 340 мм и высота 394 мм. Пушка ГІІІ-23Л, созданная Грязевым и Шипуновым. имела два ствола калибра 23 мм. Масса пушки составляла 50,5 кг, скорострельность 3000-3400 выстр./м, начальная скорость снаряда 715 м/с. для прицела пушек и ракет Р-60 служили простые колиматорные прицелы К-ЮТ.
Предусматривалась возможность устанавливать стандартные неуправляемое вооружение класса «воздух-земля». Это могло быть до 1000 кг бомб, или две на- : * правляющие для ракет УБ-32 (УБ- 16) или две тяжелые неуправляемые ракеты С-24 или два бака с зажигающей смесью 3-350. Однако последние возможности носили скорее теоретический характер. » так как для неуправляемых ракет и бомб отсутствовали прицелы.