Техническое описание Су-15

Планер. Цельнометалличес­кий моноплан классической схемы. Несущие плоскости треугольной формы. Конструкция изготовлена из алюминиевых сплавов Д16, Д19 и В95, а наиболее нагруженные элемен­ты – из стали ЗОХГСА и ЗОХГСНА.

Фюзеляж – разделяется на две части: переднюю (34 шпангоута) и заднюю (11 шпангоутов). Длина фю­зеляжа 19,145 м. максимальное сече­ние 2,724 м. Передняя часть фюзеляжа вмещает радиолокационную стан­цию , нишу передней стойки шасси, АМГ-10. Два контура входят в состав механизма управления самолетом (контур левого и правого бортов). Два остальных контура приводят в действие шасси, закрылки, аэродина­мические тормоза, радиоантенны, створки воздухозаборников и сопел двигателей, и др.

В самолете Су-15ТМ измене­ние типа РЛС позволило уменьшить число гидравлических контуров с че­тырех до трех, поскольку антенна радара теперь не нуждалась в гидрав­лическом приводе (у «Тайфуна» ан­тенна приводилась в движение элек­тромотором).

Кроме того, в самолете име­лось три пневматических контура, работающих под давлением до 200 кг/см2. Пневматика управляла коле­сами шасси, системой аварийного выпуска шасси и закрылков и др. Электрооборудование работало при постоянном напряжении 27 В и пере­менном напряжении 115 В/400 Гц.

Кабина пилота и приборный отсек оснащены кондиционером, поддерживающим постоянное давле­ние и температуру. Кабина пилота также оснащалась системой вентиля­ции, а также системой антизапотева­ния фонаря кабины.

Двигательная установка – са­молет Су-15 оснащен двумя турборе- активными двигателями Р-11Ф2С- 300 или Р-11Ф2СУ-300 (поздние серии) тягой 38,2 кН (3900 кг) и мак­симальным дожиганием 60,8 кН (6200 кг). Двигатель Р-11Ф2С-300 (изделие 37Ф2С) – двухваловый однопоточ- ный турбореактивный с шестисту- пенчатым компрессором и двухсту­пенчатой турбиной. Масса двигателя 1194 кг, расход топлива 0,242 кг/Нч (2,37 кг/кгч) с полным дожитом и 0,098 кг/Нч (0,96 кг/кгч) в предельном режиме без дожита. Самолет Су- 15ТМ получил двигатели Р-13Ф-300 (изделие 95) похожей конструкции но с тягой 40,2 кН (4100 кг) и тягой с полным дожитом 64,7 кН (6600 кг).

Топливо заливалось в три фюзеляжных бака и два бака внутри крыльев общей емкостью 6860 л. До­полнительно под фюзеляжем предус­мотрена подвеска двух баков по 600 л, доводящих общий запас топлива до 8060 л. Топливо стандартное: Т-І, ТС-1.Т-2 или РТ.

Оснащение. Радиостанция РСИУ-5В (Р-802В). Навигационное оборудование включает в себя: пелен­гатор МРП-56П, радиоснидометр РВ-

УМ (РВ-4). автоматический радиоком­пас (АРК-10, его антенна проходит че­рез фонарь кабины), курсовая система КСИ-5, искусственный горизонт АГД- 1. Разведывательная аппаратура состо­ит из станции активного ответа СОД- 57М. станция быстрого распознавания типа «свой-чужой» СРЗО-2М «хром- никель» и предупреждающая станция «Сирена-2». Система наведения на цель состоит из приемника управляю­щих сигналов АРЛ-С («Лазурь-С»)

У самолета Су-15ТМ радио­станция Р-832М («Эвкалипт-СМ»), радиотехническая система быстрой навигации РСБН-5С (позднее РСБН- 6С «Искра-К»), станция предупреж­дения «Сирена-3» (СГ10-10), радио­спидометр РВ-5, система приема управляющих сигналов АРЛ-СМ («Лазурь-СМ») и др. Су-15ТМ также получил систему автоматического управления САУ-58, взаимодейству­ющей с бортовой системой «Лазурь» и наземной системой наведения «Воз- дух-1М». Благодаря перечисленной аппаратуре самолет выходил на цель в полностью автоматическом режи­ме. После выпуска ракет самолет той же системой автоматически доводил­ся до аэродрома до высоты 50 м.

Вооружение. Главная оружей­ная система предназначалась для об­наружения и наведения радиолокаци­онной станции. У самолетов Су-15 радар РП-15М («Орсл-Д58М», у пер­вых машин РП-15 «Орел-Д58»), У са­молетов Су-15Т радар «Тайфун», у Су-15ТМ («Тайфун-М», позднее «Тайфун-М2»).

Главное вооружение Су-15 со­стояло из двух ракет класса «воздух- воздух» Р-98 (или более старые Р-8М- 1, Р-8М, Р-8) с пассивной головкой самонаведения. Ракеты подвешива­лись под крыльями на балках ПУ-1- 8 на расстоянии 3,125 м от оси само­лета). На самолете Су-15ТМ использовались новые ракеты Р-98: Р-98М. Р-98МР и Р-98МТ).

Ракета М-8 и ее позднейшие модификации были созданы коллек­тивом «Молния» М. Бисновата. Первая версия К-8 начала испыта­ния в 1956 году, но в серию так и не пошла. В 1961 году для воору­жения самолетов Су-11 и Як-28П решили использовать модифици­рованную ракету К-8М (армейс­кое обозначение Р-8М). Все совет­ские ракеты «воздух-воздух» имели два названия: рабочее с бук­вой «К» и армейское с буквой «Р». В 1963 году появилась следующая модификация – Р-8М1. Эта моди­фикация выгодно отличалась тем, что позволяла поражать цели, ле- тящис на высотах от 300 м, в то вре­мя как старые ракеты нельзя было ис­пользовать на высотах ниже 5000 м.

В 1965 году начался выпуск ракет Р-8М2, позднее переименован­ных в Р-98. Эти ракеты имели полу­активную радиолокационную голов­ку, позволявшую атаковать цели не только сзади, но и спереди. В 1973 году ракета Р-98 уступила место сво­ей последней модификации – Р-98М, отличавшейся большей устойчивос­тью к помехам. Все ракеты выпуска­лись в двух вариантах: с радиолока­тором (суффикс «Р») и с ИК-головкой (суффикс «Т»). Учеб­ным вариантом ракеты была УР-8М, принятая на вооружение в 1966 году. По классификации НАТО все раке­ты серии К-8 обозначались АА-3 «АпаЬ».

Ракета Р-98 диаметром 275 мм, длиной 3,93 м (радиолокацион­ная модификация) и массу 292 кг, из которых 40 кг приходилось на бое­вой заряд. При атаке с передней по­лусферы максимальная дальность составляла 18 км, минимальная 4 км. При атаке с задней полусферы пара­метры составляли 14 км и 1,8 км, со­ответственно. У остальных ракет па­раметры примерно те же. Р-8М весит 275 кг и имеет меньшую дальнобой­ность: Р-8М -12 км, Р-8М1 -до 14км.

Позднее, Су-15 последних се­рий получили две дополнительные подвески ПД-62, расположенные под крыльями в 1,65 м от оси. На подвес­ках устанавливались ракеты ближне­го радиуса действия Р-60. Ракеты Р- 60 (изделие 62) была легкой самонаводящейся, с головкой с ИК- системой наведения. Ракета создава­лась для комплекса «Молния», серий­ный выпуск начался в 1973 году. Развитием Р-60 стала ракета Р-60М. На Западе ракеты Р-60 получили на­звание АА-8 Aphid. Масса ракеты со­ставляла всего 43,5 кг, из которых 3,5 кг приходится на боевую часть. Дли­на ракеты 2095 мм, диаметр 120 мм, максимальная дальность 7,5 км, ми­нимальная дальность полета 300 мм.

Одновременно с пусковыми ус­тановками для ракет Р-60, на самолет установили подфюзеляжные выносы БДЗ-59ФК для крепления орудийных гондол УПК-23-250. Гондола УПК-23- 250 (унифицированный пушечный кон­тейнер) содержала в себе пушку ГШ- 23J1 и боекомплект 250 выстрелов. Звенья пулеметной ленты оставались внутри гондолы, в то время как гиль­зы выбрасывались свободно. Масса пустой гондолы УПК0-23-250 – 78 кг, а с пушкой и боекомплектом 218 кг. Дій­на контейнера 3166 мм, ширина 340 мм и высота 394 мм. Пушка ГІІІ-23Л, со­зданная Грязевым и Шипуновым. име­ла два ствола калибра 23 мм. Масса пушки составляла 50,5 кг, скорострель­ность 3000-3400 выстр./м, начальная скорость снаряда 715 м/с. для прицела пушек и ракет Р-60 служили простые колиматорные прицелы К-ЮТ.

Предусматривалась воз­можность устанавливать стандар­тные неуправляемое вооружение класса «воздух-земля». Это могло быть до 1000 кг бомб, или две на- : * правляющие для ракет УБ-32 (УБ- 16) или две тяжелые неуправляе­мые ракеты С-24 или два бака с зажигающей смесью 3-350. Одна­ко последние возможности носи­ли скорее теоретический характер. » так как для неуправляемых ракет и бомб отсутствовали прицелы.

 

 

Последняя бронетехника