Задача смотреть вперед

Су-9 оказался удачным само­летом, который любили пилоты. Но у него был один недостаток – малая дальнобойность оружия. Хотя воен­ные отвергли радиолокатор «Сокол» и ракеты К-8, конструкторы продол­жали совершенствовать эту систему. После неудачного ПТ-8 в ОКБ Сухо­го предприняли еще одну попытку создать мощно вооруженный пере­хватчик. На прототип Т-47 установили радар «Орел» и модернизирован­ные ракеты К-8М. Прототип облетал Е. Кукушев. По сравнению с Су-9 прототип имел удлиненную носовую часть фюзеляжа, а воздухозаборник остался от ПТ-8. Под крыльями вме­сто четырех ракет РС-2УС подвеси­ли две большие К-8М (в серии Р-8М). Одна из ракет имела самонаводящу­юся ИК-головку, а другая оснаща­лась полуактивной радиолокацион­ной системой.

В результате масса машины увеличилась на 900 кг, что потребовало установить на самолет форсированный двигатель АЛ-7Ф2 с тягой 10100 кг. Кроме того, у прото­типа немного увеличили емкость фюзеляжных топливных баков и ус­тановили шасси с шинами большего диаметра. Снаружи прототип отли­чался от Су-9 (помимо удлиненной носовой части) двумя продолговаты­ми обтекателями на верхней поверх­ности фюзеляжа, которые скрывали механизм управления двигателем.

В июне 1961 года завершились государственные испытания перехва­тывающего комплекса Т-3-8М (Су- 11-8М). В феврале 1962 года на воо­ружение приняли самолет Т-47, получивший обозначение Су-11. Си­стема вооружения Су-11 заметно пре­восходила таковую у Су-9. Новые ракеты позволяли атаковать цели, летящие на 5 км выше самолета (ра­кеты Су-9 позволяли атаковать лишь цели, находящиеся на одной высоте с самолетом). Несмотря на то, что потолок самолета снизился с 20 до 18 км, самолет теперь мог поражать цели на высотах до 23 км. Радиус дей­ствия локатора «Орел» превышал радиус действия «Сапфира» на 53% в режиме обнаружения цели и на 70- 100% в режиме слежения за целью. Дальность полета ракет К-8М дости­гал 12 км, то есть был в два с лишним раза больше, чем у РС-2УС. На мо­мент появления, Су-11 был самым мощно вооруженным самолетом со­ветских ВВС. Су-9 и Су-11 состояли на вооружении авиации ПВО до на­чала 80-х годов. Выработавшие свой ресурс истребители Су-9 превращали в радиоуправляемые беспилотные цели Су-9РМ (радиоуправляемая ми­шень).

Но летные качества Су-11 ос­тавляли желать лучшего. Тяжелый нос серьезно затруднял пилотирова­ние. Выпуск Су-11 быстро прекрати­ли, успели построить лишь около 100 самолетов. Одновременно между дву­мя ОКБ возник спор за завод № 153. ОКБ Яковлева создало самолет Як- 28П, оснащенный тем же радаром «Орел» и ракетами К-8М. В отличие от Сухого, Яковлев был хорошо зна­ком с данным комплексом, так как тестировал его на самолетах Як-25К и Як-27К. Кроме того, Як-28 уже на­ходился в серии, поэтому Яковлев добился передачи ему завода. В 1962 году выпуск Су-11 прекратили, по­ставив на конвейер Як-28П. Всего 153-й завод построил 435 Яков.

 

Последняя бронетехника