Многоцелевой и противолодочный вертолет Уэстленд «Линкс»

Фирма «Уэстленд» в 1967 г. начала разрабатывать новый многоцелевой верто­лет «Динке» в соответствии с требованиями армии Великобритании к многоцелевому вертолету с двумя двигателя­ми и взлетной массой до 3 630 кг для замены устарев­ших многоцелевых вертоле­тов Бристоль 171 «Сикамор» и Уэстленд «Уирлуинд» с поршневыми двигателями. В этом же году было заключено соглашение между Великобританией и Францией о сов­местной разработке вертоле­та WG.13 в многоцелевом и противолодочном палубном вариантах для транспорти­ровки десантников и грузов, атаки наземных целей, борь­бы с подводными лодками и для спасательных операций.

Ответственной за разработку являлась фирма «Уэстленд», использовавшая свой опыт разработки легких многоце­левых и противолодочных вертолетов «Скаут» и «Уосп» с одним ГТД, построенных серией из 293 вертолетов. Первый полет опытного вертолета «Линкс» с двумя ГТД Роллс-Ройс В5 360 мощ­ностью по 510 кВт/700 л. с. в многоцелевом варианте с полозковым шасси состоялся 2 марта 1971 года, а в палубном варианте с колесным шас­си — в мае 1972 г. Было пост­роено пять опытных многоце­левых вертолетов и восемь палубных, испытания кото­рых завершились в 1975 г. Серийное производство нача­лось в 1975 г., в 1977 г. верто­леты поступили на вооруже­ние армии и флота Великоб­ритании, а в 1978 г. — флота Франции. В 1979 г. совершил первый полет гражданский вариант WC30. Всего построено 416 военных и граждан­ских вертолетов, из них – 150 экспортированы в различные страны, цена вертолета от 3,5 до 5 миллиона долларов.

Производились следующие модификации вертолета «Линкс»:

АН Мк. 1 — базовый многоцелевой вертолет для английской армии, мог нести 8 ПТУР, в 1977 – 1984 гг. было поставлено 113 вертолетов, были снабжены ГТД Роллс- Ройс «Джем» с максимальной продолжительной мощнос­тью 671 кВт/900 л. е.;

HAS Mk.2 — базовый противолодочный вертолет для флота Великобритании оснащен поисковой РАС, мог нести противокора­бельные ракеты и магнито­метр, 60 вертолетов было по­ставлено для флота Велико­британии, 26 — для ВМС Франции;

HAS Мк.З — вариант для флота Великобритании с уве­личенной мощностью двига­телей, поставлен 31 вертолет и 53 модернизировано из HAS Mk.2;

«Линкс» Мк.4 — противо­лодочный вертолет с опуска­емой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой, поставлено в 1983 г. 14 вертолетов ВМС Франции;

АН Мк.5 — многоцелевой вертолет, аналогичен верто­лету АН Мк. 1, но с двигателя­ми «Джем» большей мощно­сти, поставлено 9 вертолетов для армии Великобритании:

АН Мк.7 — многоцелевой вертолет, развитие АН Мк.5 с усовершенствованными системами и лопастями несуще­го винта из КМ, взлетной мас­сой, увеличенной до 4 875 кг, английской армии поставле­но 11 вертолетов, кроме того для флота был модернизиро­ван ряд вертолетов из АН Mk.1;

HAS Mk.8 — противолодоч­ный вертолет для флота с увеличенной взлетной мас­сой до 5 125 кг, усовер­шенствованным несущим винтом и новым редуктором, поставлено 8 вертолетов, мо­дернизировано 45 из HAS Мк.З, поставлялись на экс­порт под обозначением «Су­пер Линкс»; используются для поисково- спасательных операций; «Супер Линкс» Мк.88 и 90 — противолодочные вер­толеты для флотов Германии и Дании, заказавших 20 вер­толетов:

АНМк.9 — боевой вертолет с взлетной массой 5 125 кг и колесным шасси для английской армии, заказавшей 16 вертолетов, снабжен несу­щим винтом с лопастями ВERP со стреловидными за­концовками и диффузорами на соплах ГТД для уменьше­ния ИК-излучения, постав­лялся на экспорт под обозна­чением «Бзттлфилд Линкс».

WG.30 — пассажирский и многоцелевой вертолет, раз­витие WG.13 с несущим вин­том диаметром 13,31 м и уве­личенным фюзеляжем с боль­шей по размерам грузовой кабиной для 17 пассажиров или 14 десантников, снабжен уби­рающимся трехопорным шас­си. Первый опытный вертолет совершил первый полет в ап­реле 1979 г. Производились серийно модификации \ЛК3.30-100 и 160 (построено 12 вертолетов) и WG.30-200 и 300 с увеличенной взлетной массой до 7030 кг для граж­данского применения и ТТ.30 для военного применения с ГТД большей мощности. Вер­толеты WG.30 широко исполь­зуются для обслуживания бу­ровых платформ на море.

Вертолеты «Линкс» ха­рактеризуются хорошими летными данными и манев­ренностью. В 1972 г. на опыт­ных вертолетах «Линкс» были установлены мировые рекорды скорости 321,74 км/ч на базе 15 — 25 км и 318,5 км/ч по замкнутому маршруту 100 км. Позже на вертолетах вы­полнялись фигуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова», а на вертолете «Супер Линкс» с несущим винтом BERP 11 августа 1986 г. установлен абсолют­ный мировой рекорд скорос­ти 400,87 км/ч на базе 15 — 25 км. В 2001 г. в эксплуата­ции оставались 343 военных вертолета «Линкс».

Конструкция. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, дву­мя ГТД и полозковым или трехонорным шасси.

Фюзеляж цельнометал­лический типа полумонокок, несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопласти­ка. В кабине экипажа имеют­ся две боковые двери, а в гру­зовой кабине две сдвижные двери. В грузовой кабине раз­мерами 2,06×1,78×1,42 м и объемом кабины 5.21 м3 пол имеет швартовочные кольца и рассчитан на размещение грузов массой до 907 кг. Сна­ружи может быть подвешен груз массой 1 370 кг, а по бо­кам фюзеляжа имеются пи­лоны для подвески вооруже­ния.

Хвостовая балка монококовой конструкции выполне­на из легких сплавов и стек­лопластика. На морском ва­рианте балка складывается.

Шасси многоцелевых вертолетов полозковое, не убирающееся, колея 2,03 м. Палубные вертолеты имеют трехопорное неубирающееся шасси с самоориентирую­щимся носовым колесом. Ко­леса главных опор для удер­жания вертолета на месте ус­танавливаются под углом 27° относительно продольной оси. Колея 2,78 м, база 2,94 м. Для облегчения посадки на палубу используется система «Гарпун» с тросом, прикреп­ляемым к швартовочному ус­тройству на палубе. Возможна установка поплавкового шасси.

Несущий винт Четырех­лопастный с полужестким креплением лопастей. Лопас­ти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, вза­имозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кри­визну, хорда лопасти 0,395 м, лонжерон лопасти стальной с 0-образным сечением. К лон­жерону приклеены хвосто­вые отсеки из стеклопласти­ка, На усовершенствованном несущем винте ВЕКР исполь­зованы расширяющиеся стреловидные законцовки со сверхзвуковыми профилями. Втулка несущего винта вы­полнена из титана и включа­ет ступицу с упругими элементами для обеспечения ма­хового движения лопастей. Рулевой винт диаметром 2,21 м Четырехлопастный с шарнирным креплением ло­пастей. Лопасти цельноме­таллические прямоугольной формы в плане, в морском варианте складывающиеся.

Силовая установка со­стоит из двух ГТД Роллс-Ройс «Джем» 421 или «Джем» 60, установленных рядом позади вала несущего винта. Возду­хозаборники имеют электри­ческую противообледенительную систему.

Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного и промежуточного редукторов и редуктора рулевого винта. Главный редуктор снабжен тормозом несущего винта.

Топливная система имеет пять топливных баков под по­лом кабины, содержащих 973 кг топлива. Возможна ус­тановка двух дополнитель­ных баков в кабине.

Система управления бустерная, включает две авто­номные гидравлические сис­темы с рабочим давлением 144 кг/см, третья система с таким же давлением на морском варианте с гидроакусти­ческой станцией Алкател 0иАУ4 используется также при захвате вертолета на па­лубе системой «Гарпун». Для опускаемой гидроакустичес­кой станции Бендикс АМ/А03-13 используется гидравлическая система с давлением 210 кгс/см2.

Электросистема имеет два стартер-генератора мощ­ностью б кВт, вырабатываю­щих постоянный ток напря­жением 28 В. и одну никель- кадмиевую батарею напря­жением 24В и емкостью 23 А-ч (может быть установ­лена батарея 40 А-ч). Пере­менный ток напряжением 200В и частотой 400 Гц выра­батывается трехфазными преобразователями.

Электронное оборудова­ние. Вертолеты снабжены ав­томатической системой уп­равления и стабилизации, ав­топилотом, радиооборудова­нием, аварийной радиостан­цией и СПУ, доплеровской навигационной системой и гирокомпасом Сперри СМ-9. На многоцелевых вертолетах устанавливается дополни­тельно система ТАСАК а на противолодочных вертолетах — поисковая РАС, маяк- ответчик Х-дмапазона и сис­тема стабилизации вертолета на заданной высоте.

Вооружение. Многоцеле­вые вертолеты могут быть во­оружены одной пушкой ка­либром 20 мм с боезапасом 1 500 патронов или пулеме­том «Миниган» калибром 7,62 мм внутри кабины. На боевых вертолетах «Бэттлфилд Линкс» на пилонах по бокам фюзеляжа моїуг уста­навливаться два пулемета «Миниган» в контейнерах, контейнеры с НАР БМЕВ ка­либром 68 мм, 12 НАР ЗиЯД калибром 80 мм, 19 НАР лнбром 30 мм; шестьYPAS.11, восемь ПТУР «Тоу». Противолодочные верто­леты могут нести противоло­дочные торпеды Мк.44 или Мк.46, две самонаводящиеся торпеды «Стииг Рей», две глу­бинные бомбы Мк.11, шесть радиогидроакустических буев, четыре УР AS. 12 или «Скьюа» и оснащаются гид­роакустической станцией Алкател DUAV4 или Бендикс AN7AOS-18 или магнитомет­ром. Последние модификации снабжены ИК-системами противодействия и разбрасы­вателями дипольных отража­телей и трассеров.

Последняя бронетехника