Морской истребитель КВВП «Си Харриер» FRS.Mk1

«Си Харриер» был разработан компанией «Бритиш Аэроспейс» на базе штурмовика и самолета разведчика ВВС Великобритании «Харриер». Первого в мире, и в то время единственного серийного самолета КВВП «Си Харриер» заполнил нишу, освободившуюся в результате постепенного сокращения «Фантомов» в авиации ВМС Великобритании и вывода в 1979 году из боевого состава флота авианосца «Арк Ройал», который был последним английским кораблем, способным нести самолеты обычной схемы. Создание «Си Харриера» удачно совпало с появлением нового поколения легких авианосцев водоизмещением 20 000 тонн, предназначенных, прежде всего для борьбы с подводными лодками.

Разработанный одновременно с принятием на вооружение корабля «Инвинсибл», названного «крейсером со сквозной палубой», а не авианосцем, чтобы получить одобрение казначейства, «Си Харриер» стал одним из лучших самолетов авиации английских ВМС. Война за Фолклендские острова в 1982 году подтвердила дальновидность решения о принятии «Си Харриера» на вооружение.

«Харриер» в море

Королевские ВМС первоначально не проявили интереса к программе. Интерес появился, когда стало ясно, что других самолетов приобрести не удастся, и в мае 1975 года был заключен первый контракт на производство 24 одноместных самолетов «Си Харриер» FRS. Mkl и одного двухместного учебно-тренировочного «Харриер» Т. Мк4А. а в мае 1978 года — контракт еще на 10 «Си Харриер» FRS. Mkl.

«Си Харриер» FRS. Mkl отличался от самолета «Харриер» GR. Mk3 ВВС Великобритании в основном формой передней части фюзеляжа и имел окрашенный обтекатель, закрывавший РЛС «Блюфокс» компании «Ферранти». Кабина была поднята на 0,25 м. а откидная часть фонаря изменена для улучшения обзора. Самолет был оснащен модернизированным турбовентиляторным двигателем «Пегас» Мк104, автопилотом, усовершенствованным ПрНК.

В строй, в бой

В июне 1981 года к 800-й эскадрилье на корабле «Гермес» присоединилась и 801-я. Оба подразделения впоследствии вошли в состав группировки авиации ВМС Великобритании, созданной в ходе войны за Фолклендские острова. «Си Харриеры» проявили себя там

безупречно. Записав на свой счет 22 подтвержденные победы. «Си Харриеры» потеряли шесть самолетов, из них ни одного в воздушных боях.

Большую помощь при взлете «Си Харриеров» с боевой нагрузкой оказывал трамплин на носу авианосца. После применения в Южной Атлантике для замены выработавших свой ресурс самолетов были приобретены 14 «Си Харриер» FRS. Mkl, а в 1984 году — еще девять одноместных самолетов и три учебно-тренировочных «Харриер» Т Mk4(N).

В 1979 году ВМС Индии заказали первый из 23 самолетов «Си Харриер» FRS. MkSI и шести «Харриер» Т Mk60.

 

Характеристики

«Си Харриер» FRS. Mkl компании «Бритиш Аэроспейс»

Тип: одноместный палубный истребитель, штурмовик и самолет- разведчик КВВП. Размеры: размах крыла — 7.7 м; длина — 14,5 м; высота — 3,71 м; площадь крыла — 18,68 кв. м.

Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель с изменяемым вектором тяги Мк104 Пегас» тягой 96 кН.

Летные данные: максимальная скорость полета на малой высоте — более 1185 т/ч: скороподъемность у земли — 15 240 м/мин: практический потолок — 15 545 м; боевой радиус действия при полете на перехват на большой высоте — 750 м.

Масса: пустого самолета — 6374 кг; максимальная взлетная — 11 884 кг. вооружение: до 3629 кг АСЛ при валете с разбегом и 2268 кг АСП при вертикальном взлете.

Последняя бронетехника