Чемпион над Китаем А5М4 «Claude»

Несмотря на разгром, воз­можно превосходящих по численности китайских сил в 1938 г., А5М и другие, недав­но созданные, японские самолеты в значительной степени остались незамеченными на Западе. Ко вре­мени, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, «Claude» заменялся превосходным А6М Zero, но продолжал использовать­ся для решения вспомогательных задач в течение войны. Строгая спецификация 1934 г. требовала истребитель небольших размеров, чтобы размещаться на авианосце, но при этом скорост­ной и маневренный. Mitsubishi предложил Ка-14, который был за­пущен в производство как A5М1 и доказал в боях, что Япония полу­чила истребитель мирового уров­ня.

В дальнейшем последовали бо­лее мощные А5М2 и А5М4, кото­рые показали хорошие результаты в японо-китайской войне. В начале Второй мировой вой­ны палубные А5М4 участвовали в боевых действиях в Малайе и гол­ландской Ост-Индии. Много А5М использовано камикадзе для ударов по кораблям союзников в 1945 году. Два 7,7-мм пулемета Тип 89 были стандарт­ным вооружением всех эксплуатационных вер­сий Claude, кроме самолета А5М1, который имел две 20-мм пушки Oerlicon. Для замены истребителей-бипланов, состояв­ших на вооружении, конструкторы компании Mitsubishi разработали А5М как моноплан с низкорасположенным крылом типа «чайка».

«Claude» имел открытую кабину. Летчик имел стрелковый прицел, выступающий из цент­ра козырька. Двигатель Nakajima Kotobuki 41 KAI с радиаль­ным расположением девяти цилинд­ров вращал трех­лопастный воздуш­ный винт. Поскольку китайцы отступили за ра­диус действия А5М2, был разработан А5М4 со 160-литровым сбрасы­ваемым топливным баком. На стадии проектирования большое внима­ние уделялось уменьшению поперечного сечения планера для уменьшения сопротивле­ния. Конструкция планера металлическая, работающая обшивка – из алюминия.

 А5М4 «Claude»

  • Тип: одноместный палубный истребитель
  • Силовая установка: один двигатель воздушного охлаждения Nakajima Коtobuki 41 мощностью 710 л. с. (529 кВт) с радиальным расположением девяти ци­линдров
  • Максимальная скорость: 440 км/ч
  • Начальная скороподъемность: 3000 м за 3 мин 35 с
  • Дальность: 1200 км
  • Практический потолок:9800 м
  • Вес: пустой 1216 кг: максимальный взлетный 1705 кг
  • Вооружение: два 7.7-им пулемета Тип 89. установ­ленных сверху в фюзеляже, плюс две 30-кг бомбы
  • Размеры:
  • размах крыльев 11.00 м
  • длина – 7.57 м
  • высота – 3.27 м
  • площадь крыла – 17,80 кв. м
Последняя бронетехника