Вторжение в Ливан

Событием, спровоцировав­шим тяжелые воздушные бои в июне 1982 года, стал ввод сирийских войск в соседний Ливан с целью остановить граж­данскую войну в стране. Израиль продолжал оставаться жертвой террористических атак со стороны Организации освобождения Пале­стины (ООП), имеющей базы и на юге Ливана. Очевидно, что Израиль заранее планировал бронетанковое втор­жение в Ливан, чтобы выбить от­туда формирования ООП. Чтобы уменьшить международное осуж­дение агрессии, стремительное наступление нужно было предста­вить как возмездие за злодеяния ООП. Формальной причиной вторжения стало покушение пале­стинских террористов на израиль­ского посла в Лондоне 3 июня.

Наступление начинается

4 июня в 15:15 самолеты F-4 и А-4 ВС и ВВС Израиля пронеслись над Бейрутом, ливанской столицей, нанесли удар по лагерям беженцев, где, поданным разведки, находи­лись и боевики ООП, и уничтожи­ли склад боеприпасов. В течение 1,5 часов самолеты носились над городом, не обращая внимания на зенитный огонь и ракеты «поверх­ность – воздух». Но во время атаки прибрежной дороги самолет А-4 Skyhawk, управляемый летчиком резерва А. Ахиазом, был сбит как минимум тремя ракетами SA-7 и стал первой боевой потерей Израиля.

Реакция Сирии

7 июня сирийские ВВС попыта­лись перехватить над Бейрутом израильские самолеты F-16, за что поплатились двумя МиГами. 8 июня, чтобы защитить себя с флангов, Израиль использовал тяжелые вертолеты СН-53 для переброски войск в горы к юго-востоку от Бейрута. Их позиции создавали угрозу для сирийцев в долине Бекаа, и те решили пред­принять атаку на израильтян, используя вертолеты Gazelle. Израильтянам было понятно, что сирийцы постараются предотвра­тить любые попытки уничтожить ООН.

Число сирийских установок с зенитными управляемыми раке­тами (ЗУР) в долине Бекаа увели­чилось до 19, и они представляли реальную угрозу для израильских самолетов. 9 июня как минимум 17 установок были выведены из строя совместными действиями примерно 90 самолетов. Налеты осуществляли Phantom с AGM-65 Maverick и противорадиолокационными ракетами. «Ослепленные» сирийцы мало что могли сделать с четырьмя десятками Phantom, Skyhawk и Kfir, которые разорвали в клочья оставшиеся батареи кас­сетными бомбами. Две последую­щие атаки уничтожили оставшие­ся сирийские позиции. А в небе F-16 и F-15 полно­стью блокировали все действия сирийских ВВС. Флот из МиГ-21 и МиГ-23 серьезно пострадал, из­раильтяне сообщали о 22 сбитых машинах и 7 поврежденных при отсутствии своих потерь.

Воздушные бои

Превосходство израильтян над сирийцами было абсолютным, и как при всех воздушных победах во многом они были обязаны дей­ствиям опытных и тренированных летчиков-истребителей. Но следу­ет учитывать и то, что в то время Сирия практически не имела си­стем дальнего оповещения. Во время одного спонтанного боя израильская четверка F-15 бы­ла атакована двумя МиГ-21. Хотя последние были сбиты, у одного F-15 был поврежден двигатель, и летчик был вынужден расходовать боезапас в течение 20 минут, что­бы приземлиться.

В целом 37 машин F-15 сбили 40 сирийских самолетов (МиГ-21 и МиГ-23), еще 44 сирийских маши­ны на счету 72 самолетов F-16. Из­раиль заявил о 92 уничтоженных самолетах и вертолетах Сирии. Хотя окончательные цифры до сих пор являются предметом бурных споров, очевидно, что F-15 и F-16 превосходили в этом конфликте МиГи.

Вторжение в Ливан 1982 год видео

Последняя бронетехника