Зарождение и развитие бронетехники и танков

В 1914 году началась Первая мировая война, но командования и командиры армий мира которым зачастую было за 50 лет видели видение войны еще по тем дедовским методам, которые в новой войне не имели смысла и вели к огромным потерям, а внедрить или хотя бы увидеть потенциал в новой так называемой бронетехнике они не хотели и только смеялись над конструкторами. Но к 1915 году стало понятно, что без чего-то нового, войну не выграть и даже не продвинутся вперед. Это было следствием так называемой «окопной войны» когда высоко эшелонированная оборона противника и пулеметы с флангов, сводили на нет, любую, даже массовую атаку пехоты и приводили к колоссальным человеческим жертвам. Были случаи, когда после массированной атаки, целые районы лишались мужчин, т.к. в Великобритании зачастую формировались «Приятельские батальоны», и если в атаке гиб отряд, рота, полк, батальон – это означало что, один из районов будет проводить массовые похороны.

Танк окончательно было решено построить в 1915 году почти одновременно с Россией, Францией и Великобританией. Спустя год первая модель танка была готова и прошла испытания. Танк носил название Mk.1, выпускался в двух вариантах «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулеметным вооружением). Через время было выявлено что «самка» имела низкую эффективность, она не могла сражаться с техникой врага и с трудом справлялась с огневыми точками. В результате появился так названный солдатами танк «гермофродит», который имел с одной стороны пулемет, а с другой пушку.

Применение первой бронетехнике Великобритании состоялось 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе боя выяснилось что она имеет ряд недостатков из 47 танков к позициям подошли лишь 32 танка (17 остались на месте из-за неполадок). После начала атаки 5 танков застряли в болоте еще 9 сломались и не продолжили бой по техническим причинам. Но несмотря на все эти неудачи, оставшиеся 18 танков смогли продвинутся в глубь обороны противника на 5 км, и потери при этом были в 20-раз меньше чем обычно. К большому сожалению в результате атаки фронт так и не удалось прорвать из-за малого количества техники, но они доказали что имеют высокую эффективность в бою.

Практически в это же время союзник Великобритании, Франция разработала легкий танк Рено FT-17. Он был настолько удачный что применялся еще в начале Второй мировой войны, а его концепция стала основой к большинству танков того времени. Вращающаяся башня с легкой пушкой или пулеметом, низкое давление на грунт, неплохая проходимость и скорость, а также высокая маневренность все это делало его образцом того времени.

Первой бронетехникой России-СССР был танк Пороховщикова и царь-танк. Такие боевые машины были изготовлены в единичных экземплярах. С началом гражданской войны в России танки использовала Белая армия, которая она получала в малых количествах от своих союзников. В 1919 году Красная армия захватила один танк Рено FT-17, после чего он был отправлен в Москву и досконально изучен. Проблема создания своего образца была решена, взявши конструкцию французского танка «красные» создали свой собственный под названием «Борец за Свободу товарищ Ленин». Всего данной техники было создано 15 штук, но в военных действиях они так и не участвовали, а использовались для проведения парадов. С окончанием гражданской войны производство было свернуто.

После первой мировой войны вплоть до Второй мировой войны, танковым войскам стала отводится значительная роль что ставило задачи перед конструкторами военной бронетехники. Между войнами конструкторы не пришли к единому мнению об лучшей тактике применения и конструкции танка. Из-за этого было создано много ошибочных проектов которые не смогли доказать свою жизнеспособность. Среди них можно отметить легкий танк БТ-7, который обладал высокой скоростью, но слабым бронированием и был очень уязвим. Также не подтвердили свое право на жизнь многобашенные гиганты, носившие несколько разнокалиберных пушек и пулеметов. Примером таких гигантов может служить французский Char 2C имевший боевой вес в 70-тонн, и советский Т-35 имевший боевой вес в 50-тонн. Данная схема требовала увеличение экипажа до 10-12 человек, что вело к затруднению централизованного управления. Из-за своих размеров ему было сложно укрыться и оставаться не заметным что приводило к повышенной уязвимости на поле боя. Плюс ко всему несовершенные карбюраторные авиационного типа двигатели не имели достаточно мощности, что вело к низким тягово-динамическим качествам. С таким большим количеством проблем, от данной конструкции отказались все страны к концу 1930-годов. Еще одним прорывом в танкостроение было внедрение дизельных двигателей, например, в Японии в 1932 году. СССР был одним из первых увидевших потенциал в таких моторах, и в середине 1930 годов была разработана программа общей дизелизации военной техники всех классов. Но реально оснастить дизельными моторами (B-2 500 л.с.) получилось только среднюю и тяжелую технику. Остальные страны применяли дизельные моторы в ограниченном количестве вплоть до 1950-х годов.

Бронетехника в период Второй мировой войны сделала значительный прыжок вперед. Всего за шесть лет танкостроительная отрасль шагнула больше чем за предыдущие двадцать. К концу войны большая часть танков имела противоснарядное вооружения, мощное длинноствольное оружие калибра до 152-мм и первые инфракрасные прицелы ночного видения. Лучшими образцами бронетехники Второй мировой войны можно считать германский танк PzKpfw IV, «Тигр», советский танк Т34-85 и американский M4 «Шерман».

После военную технику можно разделить на 3-ри поколения. Первое поколение танков начало изготавливается еще в период Второй мировой войны однако на фронт не попало, среди них:

- Великобритания «Центурион»

- США М-26 «Першинг», М-46 «Патон», М-47

- СССР Т-44, Т-54, тяжелый ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10 (ИС-8)

Легкие танки вообще получили переквалификацию и превратились в специализированную технику. С середине 1950-х годов вместо двух классов танков создается один «основной боевой танк». Для данного класса танка характерно, мощное противоснарядное бронирование, пушки от 90-мм, мощные дизельные двигателя. Можно отметить следущие:

- СССР Т-55, Т-62

- Великобритания «Чифтен»

- США М-48

- Франция AMX-30

 Годами построения второго поколения танков принято считать 1960-1970-е года. Они могли действовать в тех зонах, где было применено оружие массового поражения, а также с учетом новых средств борьбы с ней. Они имели улучшенную бронезащиту, произведено насыщение вспомогательной электроникой, новое вооружение и сверх мощные многотопливные двигателя. Можно выделить следующие боевые машины:

- СССР Т-64, Т-72

- США М60

- западногерманский «Леопард-1»

Также в этот период времени был проведена обширная программа модернизации танков первого поколения и доведения их до второго уровня.

Военная техника третьего поколения начали изготавливаться в 1970-1980-х годах. Она обладает высокотехнологичной активной защитой и динамической защитой, комплектуется совершенной электроникой и получает газотурбинные двигателя. Можно выделить следующие танки:

- США М1 «Абрамс»

- СССР Т-72Б, Т-80, Т-90

- Германия «Леопард-2»

- Франция «Леклерк»

Скоро появится военная техника нового поколения, которая будет еще более совершенна и будет обладать непревзойденной огневой мощью. Мы очень надеемся что вам понравилась данная статья, и будем рады видеть снова вас у нас.

 

Последняя бронетехника