15 cm Panzcrwerfer 42 auf Sf (Sd. Kfz. 4-1)

Выпуск полугусеничного Opel Maultier 3.6-36C/CCM начался в ок­тябре 1942 года. Замена заднего мос­та на гусеничную тележку позволила заметно улучшить проходимость ма­шины.

С апреля 1943 по март 1944 года на базе полугусеничного грузо­вика выпускали две бронированные модификации – пусковая установка (296шт.) и машина для подвоза боеп­рипасов (251 шт.).

Получившаяся самоходка ак­тивно использовалась в вермахте и частях СС до конца войны.

Технические данные:

Двигатель Daimler-Benz М09- карбюраторный, рядный, 6-цилинд­ровый, диаметр цилиндра 82.5 мм, ход поршня 115 мм. Мощность 65л.е., степень сжатия 5.45. Полностью бро­нированная полугусеничная боевая машина. Бронирование: лоб, борта и корма корпуса – 8 мм, крыша и днище – 6 мм, бронеколпак пусковой установки – 10 мм. 10-ствольная пусковая установка Nebelwerfer 41 размещалась в задней части маши­ны на поворотном бронекуполе, обеспечивающем угол горизонталь­ного наведения 360± и угол верти­кального наведения +45±. Даль­ность стрельбы 7км.

В 1943г. немцы приняли на вооружение 80мм осколочный ре­активный снаряд (80mm R Spreng) и 80мм самоходную установку на бронетранспортере. Эта установка в основных конструктивных эле­ментах повторяла нашу БМ-8-48 с 48 направляющими (как и 80мм снаряд, в значительной степени повторявший советский М-8). Стаби­лизация немецкой ракеты была не­сколько улучшена вращением: стаби­лизаторы были скошены на 2±. Была доработана и боевая часть – электри­ческий контакт воспламенения выве­ли на один из ведущих штифтов, что улучшило устойчивость ракеты. Ма­шина предназначалась для войск СС и активно применялась на фронтах, в том числе и против советских войск.

Не столь успешно у немцев пошло проектирование 150мм оско­лочно-фугасного реактивного снаря­да, повторявшего конструкцию на­шего М-13. В этом случае немцы ре­шили его существенно доработать. Во-первых, увеличили калибр. Во- вторых, взрывчатка располагалась в изолированном пенале, продвинутом в камеру сгорания (подобно амери­канскому М-8). В ракете было умень­шено число резьбовых соединений

путем внедрения сварки.

Большое внимание уделялось отработке ракетного двигателя: про­водились работы по выравниванию давления при использовании про­грессивно горящих шашек, по умень­шению эксцентриситета тяги и улуч­шению фиксации шашек в камере сгорания.

Конструкция ракеты в целом была удачной, однако отработка ее до конца войны завершена не была и ракета в боях не применялась.

В «Технике – молодежи» №6 за 1991г. по поводу 88мм установки было написано: «В конце концов гит­леровцы не придумали ничего лучше, как взять за основу трофейные боевые машины БМ-8 и запускать реактивные снаряды с 48 направляющих рельсово­го типа, изготовленных также по об­разцу и подобию «катюши»…

Если бы так. Потому что, если немцам удалось скопировать М-8, то с обратным копированием возникли некоторые трудности. И тут следует рассказать о системах КАРС.

Последняя бронетехника