Боевые части оснащенные ягдтиграми

Первой боевой часть, оснащенной «ягдтиграми», должна была стать 3-я рота Panzerjaeger Lehrabteilung 130 из Panzer-Lehr-Division. Планировалось, что первые машины поступят в роту уже в марте 1944 года. Рота должна была состоять из трех взводов по 4 машины в каждом, плюс два «ягдтиг­ра» при штабе роты. Однако выпуск задерживался и роту оснастили Jagd panzer IV L/70. В результате, первой частью, полу­чившей «ягдтигры» стал 653. schwere Panzerjaeger Abteilung. Первый «ягд­тигр» (Fgst 305007) поступил в баталь­он 6 сентября 1944 года. Спустя не­сколько дней в Фаллингбостеле нача­лись дорожные испытания, в ходе ко­торых механики-водители знакоми­лись с новой машиной. Во второй де­каде сентября личный состав двух рот 653-го батальона отправили в Авст­рию, где некоторые из танкистов ока­зались в Сент-Валентине.

После того, как 16 октября 1944 года завод подвергся налету американ­ских бомбардировщиков, сбросивших на территорию предприятия 183 тон­ны бомб, выпуск «ягдтигров» при­шлось приостановить. Экипажи отпра­вили в Доллерсхайм, где они провели пробные стрельбы из 128-мм пушки. 7 декабря 1944 года семь самоход­ных истребителей танков 1-й роты от­правили в Арденны для участия в го­товящемся наступлении. Однако же­лезнодорожные пути в том районе ока­зались разрушены, и рота не успела прибыть к месту назначения в указан­ный срок.

В результате эшелоны перенапра­вили в расположение группы армий «С», которая должна была начать на­ступление в Эльзасе. Новой целью роты стал Цвайбрюккен, куда в после­дних числах декабря прибыло только два орудия. Часть эшелонов разгрузи­ли на других станциях, поэтому осталь­ным машинам пришлось совершать марш своим ходом. По результатам марша был составлен рапорт, в кото­ром отмечались достоинства и недо­статки «ягдтигра». Среди недостатков упоминались дефекты подвески, отме­ченные прежде всего у машин с шасси Porsche. Другим недостатком был сложный процесс заряжания пушки, при котором ствол приходилось уста­навливать на 0°. Сообщалось о недостаточной надежности трансмиссии, а также выявились факты саботажа, имевшие место при сборке машин. В целом, «ягдтигр» был слишком тяжел для своей подвески.

В начале 1945 года 653-й батальон располагал уже более дюжины «ягд­тигров», разбросанных по разным фронтам. Все машины требовали ре­монта той или иной степени сложнос­ти. Однако отремонтировать машины не представлялось возможным, так как ремонтная рота была направлена в Арденны вместе с 1-й ротой, а потом долго добиралась до Эльзаса. В бата­льоне отсутствовали даже краны необ­ходимой грузоподъемности.

В операции «Nordwind» – наступ­лении в районе Вогезов и к северу от Страсбурга – начатой 1 января 1945 года, участвовали только два «ягдтиг­ра» из 3-й роты 653-го батальона, ко­торые поддерживали действия 17-й гренадерской дивизии СС «Goetz von Berlichingen». 4 января 1945 года к ним присоединились 4 машины из 1-й роты. В ходе атаки на Риммлинг был унич­тожен «ягдтигр» из 1-й роты. Два «яг­дтигра», прибывшие в Цвайбрюккен, использовались там в качестве само­ходных орудий. Одна машина была потеряна в результате внутреннего взрыва, причину которого установить не удалось.

Пять «ягдтигров» оказались в со­ставе XXXIX танкового корпуса. 25 января машины 1-й и 2-й рот на паро­мах были переправлены на западный берег Рейна. Оба подразделения уча­ствовали в разведывательных операци­ях, но до огневого контакта дело не дошло. Спустя четыре дня все маши­ны переправились обратно.

В течение января батальон получил 25 «ягдтигров» и достиг полной штат­ной численности. Однако часть посто­янно преследовала необходимость ре­монтировать ненадежные машины, большинство из которых было скон­центрировано в Ландау, а также в до­лине Мозеля и Бюля. 23 января к батальону присоедини­лась заново сформированная 2-я рота. Планировалось также сформировать 4-ю роту. Предполагалось, что допол­нительная рота будет усиливать один из танковых батальонов, но из-за труд­ностей со снабжением, от этих планов отказались.

В конце января часть была отведе­на в ближний тыл для ремонта. В феврале батальон не участвовал в боях. В начале марта батальон пере­бросили в район леса Хагенау. 11 марта 1945 года батальон распо­лагал 41 «ягдтигром», а также 9 зенит­ными танками, 14 бронетранспортера­ми SdKfz 251 и 4 БРЭМ Bergepanther. 15 марта батальон принял бой, по­теряв 5 машин, уничтоженных союзни­ческой авиацией. На следующий день был потерян «ягдтигр» «301» – снаряд пробил люк стрелка-радиста. При­шлось бросить еще две машины: «312» (Porsche) и «332». Оберлейтенант Хаберланд уничтожил один «шерман» и гаубицу. Часть машин отступила сво­им ходом, но 21 «ягдтигр» требовал буксировки. 2-я рота потеряла три ма­шины: две в результате механических повреждений, а одна была уничтоже­на в районе Вайсенбурга. Всего во вре­мя отступления батальон потерял 7 «ягдтигров». 23 марта 1945 года бата­льон располагал 31 машиной.

За описываемое время батальон сжег около 25 танков противника. Осо­бенно успешно действовали немцы 22 марта, внезапно атаковав союзничес­кую танковую колонну. В районе Бюля немцы уничтожили 11 единиц броне­техники. Три «ягдтигра» удерживали плацдарм в районе Шпейера. На мес­то раненного оберлейтенанта Вернера Хаберланда прибыл капитан Макс Виршлинг, прежде служивший в 507-м батальоне тяжелых танков. Несколько машин для ремонта от­вели в Штутгарт. 28 марта батальон частью своих сил поддерживал дей­ствия 559-й народно-гренадерской ди­визии, удерживающей позиции вдоль реки Некар. В последних днях марта батальон дислоцировался в районе Визенталя.

К северу от Швецнгена потерял ход «ягдтигр» лейтенанта Книппенберга. Экипаж уничтожил машину с помо­щью панцерфауста. Другая машина («131») была уничтожена огнем двух «шерманов», зашедших «ягдтигру» с кормы. Лишь одному «ягдтигру» уда­лось уйти. Недалеко от автострады на Маннхайм этот «ягдтигр» получил по­падание в гусеницу и потерял ход. Эки­пажу пришлось взорвать машину.

К тому времени в составе батальона оставалось уже меньше 30 машин, из ко­торых исправными были только 6. Вскоре батальон потерял еще три «ягдтигра». Две машины потеряли ход из-за неисправности рулевого управле­ния. Эвакуировать их было невозможно, поэтому машины пришлось взорвать. Третий «ягдтигр» был уничтожен в ре­зультате взрыва кислородного баллона в ходе ремонтно-сварочных работ.

Батальон сконцентрировал свои силы и под Клингенбергом вступил в бой с французской 5-й танковой диви­зией. В бою был потерян один «ягд­тигр». Другая машина потеряла ход и была уничтожена экипажем. Вскоре пришлось взорвать еще одну машину из 2-й роты. 7 апреля 1945 года боевая группа 653-го батальона сдерживала наступ­ление противника под Крайслхаймом, уничтожив множество танков. Затем батальон через Аален отошел к Нёрдлингену. Там 20 апреля батальон получил приказ отправить свободные экипажи в Сент-Валентин для получе­ния новых «ягдтигров». Оставшиеся машины батальона через Баварию отошли в Верхнюю Ав­стрию.

В районе Кольбемора под одним из «ягдтигров» обрушился мост через ка­нал Верке. Экипаж уцелел, но машина вышла из строя. Многие машины поте­ряли ход и были уничтожены экипажа­ми. Например, так пришлось поступить с несколькими «ягдтиграми» в районе Бад-Айблинга. Несколько других «ягд­тигров» уничтожили в Аммерзее.

В последние дни войны батальон вошел в состав группы армий «Юг» и был переброшен в Зальцбург и Линц. Два последних «ягдтигра» были захва­чены американцами в районе Лиэна. На территории Nibelungen Werke AG лейтенант Книппенберг подорвал 8 «ягдтигров», находившихся в после­дней стадии сборки.

2 мая 1945 года несколько экипа­жей 501-го батальона тяжелых танков СС прибыло в Сент-Валентин с целью получить 6 «ягдтигров». Удалось по­лучить лишь две машины, которые 7 мая прибыли в Шайбсс. Оба «ягдтиг­ра» вели арьергардные бои, прикрывая отход немецких частей, пытавшихся уйти в американскую оккупационную зону. Один «ягдтигр» был блокирован советскими танками в Вайдхофене и был захвачен. Известна фотография и второго «ягдтигра» 501-го батальона СС, также захваченного в том же рай­оне. Эта машина в настоящее время находится в коллекции танкового му­зея в Кубинке.

Последней частью, использовав­шей «ягдтигры» в бою, был армейский 512-й батальон истребителей танков. Личный состав батальона происходил из разбитого советскими войсками в январе 1945 года в Польше 424-го ба­тальона тяжелых танков и, частично, 511-го (бывшего 502-го) батальона тя­желых танков. Батальон должен был состоять из трех рот по 10 машин в каждой. Дополнительно четыре «ягд­тигра» должны были находиться в рас­поряжении командиров рот и взводов, то есть каждая рота должна была рас­полагать 14 машинами.

Командовал батальоном капитан Шерф, опытный офицер из 503-го ба­тальона тяжелых танков. Командира­ми двух сформированных рот стали известные асы панцерваффе. 1-ю роту возглавил капитан Альберт Эрнст, а командиром 2-й роты стал Отто Кариус, кавалер Рыцарского креста с Дубо­выми листьями, прежде служивший в составе 502-го батальона тяжелых тан­ков. Подготовка личного состава про­водилась в Дёллерсхайме. Большин­ство экипажей имело большой опыт, но быстро обучить молодых солдат не удалось.

1-я рота 512-го батальона впервые вступила в бой 10 марта 1945 года под Ремагеном, атаковав захваченный аме­риканцами мост Людендорфа. Капи­тан Эрнст сжег несколько танков противника, открыв по ним огонь с дис­танции 2000 м. Вскоре «ягдтигры» под­держивали наступление III танкового корпуса на Шмаленберг-Бад-Вильдун- ген. Целью наступления было про­рвать окружение Рурского бассейна. «Ягдтигры» прикрывали отход добро­вольческих отрядов так называемого Freikorps Sauerland. Роту капитана Эрнста дополнительно усилили не­сколькими танками PzKpfw IV и само­ходными зенитными установками Kfz 7/1. Рота отступила к Альтену, откуда ее направили в Изерлон. Некоторые машины шли своим ходом, но основ­ные силы роты перебрасывались по железной дороге. Эшелон разгрузили в Мендене, откуда «ягдтигры» через Хаген и Эргсте дошли до Изерлона.

9 апреля рота пыталась прорвать кольцо вокруг Унна. Утром 11 апреля Эрнст выступил на север. В районе Лангшебе рота переправилась через реку Рур. Боевые машины роты (четы­ре «ягдтигра», четыре StuG 40 и три PzKpfw IV) заняли позицию на высоте Бисмарка, откуда открыли огонь по шедшей с юга американской танковой колонне. Первыми выстрелами были подбиты два передовых «шермана». Продолжая вести огонь с дистанции 4000 метров, «ягдтигры» сожгли еще несколько американских танков.

Всего в том бою американцы поте­ряли 50 единиц бронетехники, в том числе 11 танков. Вскоре над полем боя появились самолеты, которые ракета­ми уничтожили «ягдтигр» лейтенанта Кубельки. Весь экипаж машины погиб. Эрнсту пришлось покинуть позиции. На следующий день 1-я рота 512-го батальона прикрывала аэродром Дайлингхофен, последний аэродром, оста­вавшийся в распоряжении немецких войск, окруженных в Рурском бассей­не. Вечером 12 апреля оберлейтенант Рондорф подбил два «шермана». В тот день капитулировали немецкие войска в Мендене, и Эрнст начал переговоры о сдаче с майором Маккыоном, коман­диром 394-го пехотного полка. Одно­временно Эрнст пытался установить связь с ротой Кариуса, находившейся в Эргсте. Утром 15 апреля американ­цы окружили Изерлон. Начался бой, в котором оберлейтенант Рондорф сжег три «шермана». На следующий день гарнизон Изерлона капитулировал, а вместе с ним и 1-я рота.

2-я рота 512-го батальона, возглав­ляемая оберлейтенантом Отто Кариусом, 8 марта 1945 года получила при­каз двигаться на Зигбург. Эшелон смог выехать только ночью, днем платфор­мы с «ягдтиграми» стояли в туннелях или в лесных массивах. Во время транс­портировки союзническая авиация уничтожила два «ягдтигра». Рота при­была в Зиген и была подчинена коман­дованию LIII танкового корпуса. В за­дачу роты входило прикрывать немец­кие войска, отступающие на восток. В районе Вальденау «ягдтигры» провели успешную контратаку, рассеяв насту­пающие части противника. Оберлейте­нант Кариус подбил один танк. На не­мецкие машины обрушили свой удар союзническая авиация и артиллерия, но Кариус сумел увести все четыре ма­шины. По приказу фельдмаршала Моделя, командующего группой армий «В»» рота отошла к Унну. Затем Ка­риус получил приказ двигаться на юг, а 15 апреля 1945 года рота капитули­ровала. 512-й батальон вел пассивную обо­рону, сдерживая наступающие войска противника. Серьезную угрозу для ис­требителей танков представляла союз­ническая авиация. Самолеты союзни­ков атаковали бомбами и ракетами даже отдельные машины батальона.

 

Последняя бронетехника