Танк STRV-103

В середине 1950-х годов Шведское правительство провело исследование, главной задачей которого было сформулировать требования для разработки своей собственной бронетехники Швеции. После тщательного анализа были сформулированы требования для новой боевой машины. Главными требованиями были: превосходить по боевым характеристикам английский танк «Центурион», боевой вес не должен быть более 43-х тонн, быть приспособленным к географическим и климатическим спецификам страны.

В 1958 году разработкой танка начала занимается фирма “Бофорс”. После трех лет тяжелой работы были изготовлены первые опытные образцы безбашенного танка, который получил название STRV-103, боевая машина по своей компоновке существенно отличался от танков других стран.

Серийное производство было начато лишь в 1966 году, и было завершено в 1971 году, за это время было выпущено всего 300 боевых машин. Стоимость разработки танка STRV-103 стоило стране 30 млн. долларов, а стоимость одной единицы оценивалась в 400 тыс. долларов. Компоновка танка STRV-103 своеобразная. Она обусловлена тем, что у STRV-103 нет башни, а главное орудие располагается в лобовом корпусе танка. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса, далее следует отделение управления, оно совмещено с боевым отделением. В совмещенном отделении располагается весь экипаж, состоящий из 3-х человек. Справа от пушки сидит командир, слева механик-водитель, за ним лицом к корме сидит радист, который в случае необходимости может управлять танком STRV-103 при движении задним ходом.

Корпус STRV-103 сварной, состоящий из листов катаной броневой стали. Защита танка повышена за счет больших углов наклона бронелистов к вертикали.

Вооружение танка представлено 105-мм модернизированной пушкой английского производства L7. Орудие жестко устанавливается в средней части корпуса. Пушка производилась по английской лицензии, и отличалось лишь увеличенной длинной ствола – 62 против 52 калибров у L7. Орудие оснащено гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Ствол выдерживает 700-выстрелов. Боекомплект состоит из 50-выстрелов в основном из подкалиберных, осколочно-фугасных и дымовых снарядов. Ствол пушки снабжен эжектором. Орудие оснащено простым и надежным автоматом заряжания, который состоит из подающего и досылающего механизма и трех магазинов с выстрелами. Скорострельность орудия 15 выстрелов в минуту. Наведение пушки танка STRV-103 в горизонтальной плоскости осуществляется за счет разворота танка. В вертикальной плоскости за счет качания корпуса. Также STRV-103 оснащен двумя 7,62-мм пулеметами, они установлены в бронированной левой части корпуса, справа от пушки установлен пристрелочный пулемёт, а слева от командирской башенки — зенитный. Вести огонь из орудия могут как командир, так и наводчик они имеют дублированные приводы управления танком.

Танк оснащен перископическим бинокулярным прицелом OPS-1 Jungner с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. У всех членов экипажа есть перископические приборы наблюдения: у командира их четыре, у наводчика — один, у радиста — два.

Танк STRV-103 имеет спаренную силовую установку, которая состоит из основного дизельного 240 сильного двигателя Rolls-Royce К60 и вспомогательного ГТД Boeing 502-10МА мощностью 270-л.с. ГТД Boeing 502-10МА связан с дизелем при помощи редуктора и подключается для движения в сложных условиях. Также вспомогательный силовой агрегат используется для запуска дизеля зимой. Трансмиссия — гидромеханическая DRH-1M фирмы Volvo. Коробка передач обеспечивает две передачи переднего хода и две — заднего.

Подвеска индивидуальная регулируемая гидропневматическая.

До настоящего времени выпускались три модификации:

Strv 103A – первая промышленно выпускавшаяся серия, не имеющая индивидуального плавсредства в виде устанавливающихся на бортах двух складных экранов (позволяющих танку передвигаться по воде со скоростью 6 км/ч), а также установленного снизу в лобовой части ножа-плуга. Все машины впоследствии модернизированы до стандарта Strv – 103Б.

Strv 103Б – следующая стандартная промышленная серия, оснащенная плавающим экраном и ножом-плугом в лобовой части, позволяющим танку самоокапываться.

Strv 103Ц – танки модификации Strv 103Б, модернизированные в 1986-1989 годах: установлены новый двигатель компании «Детройт Дизель», усовершенствованная трансмиссия и современная компьютеризированная система управления огнем с интегрированным лазерным прицелом-дальномером наводчика. Все танки Strv 103 имеют возможность установки системы защиты от ОМП, но система не установлена. Strv-103Ц оснащен складывающимся бульдозерным ножом в лобовой части, позволяющим танку подготавливать себе позицию.

Единственной созданной к настоящему времени вспомогательной машиной является машина для минного разграждения, представляющая собой танк Strv 103, оснащенный 6000-кг катковым тралом шведского производства.

В ближайшее время на смену танкам Strv 103 должны прийти Strv-121 («Леопард-2» немецкого производства) и Strv-122 («Леопард-2» усовершенствованный, выпуск которых по лицензии будет производится в Швеции).

Тактико-технические данные:

  • Первый опытный образец 1961 год (Strv-103); 1982-1983 годы (Strv-103Ц)
  • Год выпуска с 1966 по 1989 год
  • Страны, где состоит на вооружении в настоящее время Швеция.
  • Экипаж 3 человека
  • Полный боевой вес 42500 кг.
  • Удельное давление на грунт 1,17 кг/см2
  • Длина с пушкой вперед 9м
  • Ширина 3,6 м
  • Высота (с зенитным пулеметом) 2,14м
  • Клиренс 0,4 м
  • Максимальная скорость по шоссе 50 км/ч
  • Запас хода по шоссе (с дополнительными топливными баками)400 км
  • Глубина преодолеваемого брода Без подготовки – 1,5м
  • Максимальный угол подъема 60*
  • Максимальный угол крена 40*
  • Преодолеваемое вертикальное препятствие 0,9м
  • Ширина преодолеваемого рва 2,3м
  • Силовая установка Дизель мощностью 240 л.с. и вспомогательный газовый турбинный двигатель мощностью 490 л.с.
  • Вооружение 105-мм пушка,боекомплект 50 выстрелов, 105-мм пушка, два спаренный 7,62-мм пулемета; зенитный пулемет 7,62мм; гранатометы для постановки дымовых завес1*8.

Танк STRV-103 видео

Последняя бронетехника