История создания легкого танка Т-60

25 июня 1941 года всего через три дня после начала Великой Отечественной войны Московский завод №37 получил приказ о снятии с производства легкого плавающего танка Т-40 и переоборудовании заводских помещений под выпуск легкого танка Т-50. Однако заводу и так еле удавалось производить танк Т-40, а более сложный в конструктивном плане Т-50 он и вовсе не мог осилить.

Видя, бесперспективность поставленной задачи, главный конструктор Н. А. Астров и его конструкторское бюро за две недели спроектировал новый легкий танк на базе уже освоенного плавающего танка Т-40. От Т-40 было заимствованно огромное количество компонентом, а главное за счет отказа от движения танка по воде появилась возможность увеличить толщину брони.

После согласования проекта с представителем военной приемки В. П. Окуневым, Астров написал письмо Сталину с информацией о новой боевой машине. Дальнейшая история создания легкого танка Т-60 запутана, но точно известно что после некоторых доработок и установки на танк 20-мм автоматической пушки которая была создана на базе авиационной 20-мм пушки ШВАК боевая машина была показана Сталину. После чего Государственный комитет обороны принял танк под обозначением Т-60. Заводам №37, №264, Харьковскому тракторному заводу, Горьковскому автомобильному было предписано произвести 10000 легких танков Т-60.

Но планы немного сорвались, так завод №37 выпустил всего 20 боевых машин, а затем был эвакуирован в Свердловск и произвел там еще 1213 танков, завод №264 который находился под Сталинградом, изготовил 1186 танков, самым массовым изготовителем танка Т-60 явился Газ, завод выпустил 2962 боевые машины.

Танк имел стандартную компоновку для бронетехники СССР того времени, всего отсеков было пять:

  • Трансмиссионное отделение
  • Отделение управления
  • Моторное отделение по правому борту середины корпуса
  • Боевое отделение по левому борту середины корпуса и в башне
  • Кормовое отделение, где располагались топливные баки и радиатор двигателя

Такая компоновочная схема имела как положительные, так и отрицательные преимущества. Минусом было, переднее расположение трансмиссионного отделения, то есть ведущих колес потому-то передняя часть наиболее страдала от вражеского огня. Плюсом же было расположение топливных баков вне боевого отсека в изолированном броневой переборкой отсеке. Это повышало выживаемость экипажа при поражении танка.

Корпус сваривался из катанных броневых листов толщиной от 10 до 35-мм. Последующие танки Т-60 оснащались более толстой броней. Кормовые и лобовые бронеплиты имели рациональные углы наклона. Коническая имеющая восемь граней башня имела толщину брони 25-мм, которые располагались под углом 25*. Дальнейшие танки Т-60 имели толщину брони башня в 35-мм.

Вооружен Т-60 был 20-мм нарезной автоматической пушкой ТНШ. Пушка монтировалась на цапфах в башне. Прямой наводкой орудие могло стрелять на расстояние в 2-км. Также вместе с пушкой располагался 7,62-мм пулемет ДТ. Пулемет ДТ мог сниматься и использоваться за пределами танка. Боекомплект орудия составлял 750 выстрелов по 58 выстрелов в ленте, которая укладывалась в коробку и крепилась на кронштейне под пушкой. Пулемет имел 945 выстрелов.

Двигатель был шестицилиндровым дизельным мощностью в 70-л.с. Два топливных бака емкостью 320-л, располагались в кормовом отделении. Запаса топлива хватало на 450-км по шоссе. Легкий танк Т-60 оснащался механической трансмиссией.

Танк выпускался до 1943 года.

Тактико-технические данные

  • Первый опытный образец – 1941 год
  • Годы выпуска – 1941-1943 г.г.
  • Страны, где состоял на вооружении – СССР
  • Экипаж – 2 человека
  • Боевой вес – 5,8 тонн
  • Длинна – 4,1- м
  • Ширина – 2,3- м
  • Высота – 1,7- м
  • Клиренс – 0,25- м
  • Максимальна скорость – 45 км/ч суша 6 км/ч вода
  • Запас хода – 450-км
  • Угол подъема – 34*
  • Угол крена – 35*
  • Вертикальное препятствие – 0,6 м
  • Силовая установка – двигатель Газ – 202 мощностью 70 л.с.
  • Вооружение – автоматическая пушка ТНШ-20-мм и один легкий 7,62 – мм пулемет
Последняя бронетехника