Легкий танк Кристи

В конце 1920-х гг. руко­водство СССР было вы­нуждено принять меры по ускоренному развитию оборонной промышленно­сти страны. В разработке отечественных танков наблюдалось существенное отставание от иностран­ных государств. В связи с этим было принято реше­ние о командировке за границу представителей военного ведомства для приобретения новых об­разцов вооружения.

30 декабря 1929 г. ко­миссия возглавляемая на­чальником Управления ме­ханизации и моторизации РККА И.А. Халепским, от­была за границу. Побывав в Германии, Франции, Чехо­словакии и Англии, комис­сия прибыла в США для за­купки малых танков фирмы «СиппіпдМат». Однако ком­мерческое предложение той фирмы не устроило советскую делегацию

В той же поездке пред­ставители комиссии позна­комились с Дж.У. Кристи и его разработками — быст­роходными танками. Руко­водителя УММ РККА эти танки не впечатлили, одна­ко предварительная дого­воренность о приобрете­нии нескольких образцов все же была достигнута. После согласования ряда вопросов было закуплено два усовершенствованных опытных образца шасси танка М.1930 (модель 1930 г.). Фирма Кристи предоставляла техничес­кую помощь, передавала чертежи и была готова на­ладить технологический процесс производства. Ви­димо, это и решило вопрос о закупке танка. Общая стоимость проекта соста­вила 160 ООО долларов США.

Вернувшись из команди­ровки в июне 1930 г., И.А. Халепский представил отчет, в котором танку ««Кри­сти» давалась весьма скромная оценка, хотя ха­рактеризовался он как чрезвычайно быстроходная машина с независимым колесно-гусеничным движителем. Таким образом, танк «Кристи» рассматривался, прежде всего, как образец для создания собственного быстроходного танка.

Для изучения организа­ции производства и конт­роля за выполнением зака­за в Нью-Йорк прибыл член научно-технического коми­тета Н.М. Тоскин. Он отпра­вил в Москву чертежи тан­ка, а в последних числах декабря 1930 г. готовые ма­шины, прошедшие испыта­ния, были отправлены в СССР Производство танков «Кристи» планировалось на Ярославском автомобиль­ном заводе. В то время воз­ник вопрос об индексе это­го танка, так как все индексы были заняты на три года вперед. Решением главы Управления механи­зации и моторизации было принято сквозного индекса Т танку не присваивать. Бо­лее разумным представля­лось присвоение ему ин­декса «СТ» — скороходный танк или «БТ» — быстро­ходный танк. В мае 1931 г. под индексом «БТ» танк ввели в Систему танко-тракторного-автобронево-оружения РККА.

Весной 1931 г проводи­лось ознакомление с танком в испытательном отделе АБТУ (Автобронетанкового управления). Демонстрация машины проходила под руководством начальника от­дела Громова и инженера танковой станции Лавренть­ева. На многочисленные де­легации руководящего со­става Красной Армии машина произвела хорошее впечатление.

Испытания танка «Кристи»

В мае 1930 г были прове­дены испытания танка про­бегом. Поскольку башня с вооружением отсутствовала, на время испытаний внутрь танка был уложен балласт массой 800 кг. Следует отме­тить, что еще при первичном осмотре был выявлен ряд недостатков: отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, необхо­димость разборки крыши моторно-трансмиссионного отделения для обеспечения возможности доступа к ос­новным агрегатам силовой установки и др. За десять дней испытаний танк на ко­лесах и гусеницах прошел 150 км. Недоработанная кон­струкция танка сразу же дала о себе знать. На второй день испытаний во время поворо­та на травяном грунте сло­мался кронштейн правого ленивца. После двух дней ремонта танк прошел еще 500 км на гусеницах, после чего поломка повто­рилась. Далее, до середины июня, танк испытывался пробегом по шоссе и грун­товым дорогам только на колесном ходу (максималь­ная скорость не превышала 65—70 км/ч). Оказалось, что при движении по песку колеса значительно погру­жаются в грунт 0

В июне членам правитель­ственной комиссии были продемонстрированы воз­можности танка по преодо­лению естественных и искус­ственных препятствий. Но из-за поломки ленивца про­демонстрировать все воз­можности танка не удалось. Установка и снятие гусенич­ных лент заняли 44 и 35 ми­нут соответственно. На ко­лесном ходу танк свободно прошел 5 рядов проволочных заграждений, а затем пре­одолел двухметровый окоп.

13 июня была предприня­та еще одна, последняя по­пытка испытать танк на гусе­ничном ходу, но после того, как танк прошел всего один километр, злополучный кронштейн снова сломался. Через несколько дней стала заедать коробка передач на второй и третьей скоростях.

В отчете по результатам испытаний отмечалось, что «танк испытывался только на колесах, причем испыта­ния показали, что средние скорости по шоссе не превышают 30— 35 км/ч. Во­дитель после 4—5 часов вождения сильно устает из-за трудности управления и неравномерности хода (тре­бовалось все время вырав­нивать машину). Двигатель работал хо­рошо, но необходима частая регулировка клапанов АКБ недостаточны для запуска двигателя (холодный двига­тель запускался, как прави­ло, с буксира). В коробке пе­редач после 600—650 км выскакивают 2-я и 3-я пере­дачи при большой нагрузке двигателя. Имеет место течь смазки из-под уплотнения, затруднено включение всех передач. Через 2—3 часа.

Движения до 85—88 граду­сов нагревается КПП при температуре окружающего воздуха +35.

Гусеницы. После 40.5 км сломано восемь пальцев.

Ведущие колеса. После 150—200 км наблюдается развал в наружную сторону на 1,5—2 см.

Управление танком. На грунтовых дорогах отказывается слушаться руля, а при езде по неровностям толчки выбивают руль у во­дителя из рук. На скоростях 55—60 км/ч управление затруднительное.

Заключение Танк «Кристи» в том виде, в котором он был представлен на испытания, является интересной ма­шиной с универсальным движением, но как боевая машина требует большой разработки и введения ряда конструктивных усо­вершенствований и изме­нений.

Конструкция танка «Кристи»

Танк представлял собой легкую боевую колесно-гусеничную машину, имевшую классическую схему компо­новки. В передней части корпуса располагалось от­деление управления с цент­ральным размещением ме­ханика-водителя.

В средней части танка нахо­дилось боевое отделение, в кормовой — моторно-трансмиссионное.

Эки­паж занимал свои места че­рез водительский люк. Башня с вооружением отсутствовали. При испытани­ях было установлено, что посадка и высадка двух чле­нов экипажа возможны в те­чение 10—20 секунд, но только через отверстие башни, так как передний во­дительский люк оказался слишком узким для прохода Механик-водитель управлял танком с помощью съемного рулевого колеса 0. однако при необходимости поворо­та на месте он мог восполь­зоваться рычагами управ­ления. предназначенными для вождения машины при движении на гусеницах. При движении танка на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки и кре­пились к ним с помощью ко­жаных ремней.

Подвеска танка — инди­видуальная пружинная. Качающиеся рычаги катков связаны с мощными верти­кальными пружинами, ко­торые располагались меж­ду двумя бортовыми листами корпуса. Пере­дняя пара управляемых ко­лес подвешена на гори­зонтальных пружинах. Со стороны каждого борта расположено по 4 алюминиевых обрезиненных опорных катка диаметром 813 мм. Направляющие ве­дущие колеса гусеничного движителя имели наруж­ную резиновую амортиза­цию. Крупнозвенчатая гу­сеница состояла из 46 траков и имела гребневое зацепление с ведущим ко­лесом 0. Центрирующие гребни на траках чередова­лись с гладкими и, войдя в зацепление, обеспечивали движение танка. Смена хода с гусеничного на ко­лесный осуществлялась на­ездом на разложенные по земле гусеницы, ветви ко­торой охватывали колеса и скреплялись соединитель­ным пальцем.

В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался авиацион­ный двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с

Броневая защита танка была противопульной. Кле­паный корпус выполнен из броневых листов толщиной от 5,5 до 14 мм

Тактико-технические данные

Габаритные размеры, мм

Длина – 5500

Ширина – 2230

Высота – 2280 (с башней)

Клиренс – 350

Броня, мм

Лоб – 14

Борта – 14

Корма – 5,5

Днище – 5,5

Экипаж, 3 человека

Двигатель «Liberty», 6-цилиндровый авиационный бензиновый, мощ­ность — 380 л.с.

Запас хода по шоссе, км

на колесах – 160

на гусеницах – 160

Максимальная скорость, км/ч

на колесах – 75

на гусеницах – 44

Боевая масса, т – 10,5

Среднее удельное давление на грунт, кГс/см2 – 0,59

Последняя бронетехника