Легкий танк Т-80

Легкий танк Т-80 был создан осенью 1942 года в конструкторском бюро ГАЗа. История создания танка начинается с доработки уже имеющегося и стоящего на вооружении Красной армии танка Т-70. Еще в начале выпуска Т-70 специалисты были недовольны маленькой башней, которая вмещала всего одного человека. Поэтому главный конструктор Н.А. Астров еще в то время обещал устранить этот недостаток.

Но при разработке возникли трудности, так как при установки новой двухместной башни вес танка увеличивался до 11 тонн, что вызывало повышенную нагрузку на несущие узлы и агрегаты танка. Астров предполагал, что это приведет к преждевременному выходу танка из строя, его опасения оправдались. При испытании танка ключевые детали показали свою ненадежность.

Поэтому главная работа проводилась именно в усилении этих элементов и была успешно завершена принятием на вооружение танка модификации Т-70М. К середине осени была создана и успешно показала себя на испытаниях двухместная башня, но на пути к производству стали две проблемы. Первой недостачей была недостаточная мощность спаренной установки ГАЗ-203, ее планировалось форсировать до 170 л.с. Вторым препятствием стало требование увеличить углы орудия для возможности поражения живой силы врага на верхних этажах зданий. Существующая двухместная башня не подходила для этой задачи и поэтому была переделана. Танк с такой башней получил заводской индекс 080.

В декабре 1942 года танк СССР успешно прошел испытания и был принят на вооружение как легкий танк Т-80. Выпуск танка был возложен на Мытищенский завод №40.

Серийный выпуск был начат в феврале 1943 года. Боевая машина выпускалась до октября 1943 года. Всего было выпущено около 80 единиц. Свертывание производства танка было обусловлено двумя причинами: Первая ненадежность форсированной установки ГАЗ-203Ф. Но основной причиной явилось недостаточное бронирование и слабая огневая мощь, по состоянию на 1943 год.

Танк имеет стандартную компоновочную схему легких танков того времени. Всего было пять боевых отделений:

  • - Трансмиссионное
  • - Отделение управления
  • - Моторное отделение
  • - Боевое отделение
  • - Кормовое отделение

Такая схема имела ряд положительных и отрицательных сторон. Главным недостатком, из которых было лобовое расположение трансмиссионного отделения, то есть приводило к повышенной уязвимости ведущих колес. С другой стороны, в отличии от средних и тяжелых танков того времени, у него топливные баки находились в бронированном отсеке, что уменьшало шанс пожара в танке при попадания соответственно увеличивало шансы экипажа на выживание. Экипаж танка состоял из трех человек механика, наводчика и командира.

Защита танка дифференцированная противопульная. Броневой корпус сваривался из гетерогенных броневых плит толщиной от 10 до 45 мм. Борта корпуса имели рациональные углы наклона. Борт танка производился из двух бронеплит, которые соединялись сваркой. Днище танка изготавливалось из трех броневых плит толщиной 10-мм. Башня танка была сварная шестигранная и имела борта толщиной 35-мм. Башня танка не имела рациональных углов наклона, для обеспечения большего пространства для двух членов экипажа.

Бронемашина был вооружен нарезной полуавтоматической 45-мм пушкой. Длина ствола составляла 46 калибров, дальность стрельбы составляла 3600 метров. Углы возвышения орудия составляли от -8* до +65*. Скорострельность орудия составляла 4-7 выстрелов в минуту. Орудие могло вести огонь следующими видами снарядов:

  • - Бронебойно – трассирующими
  • - Бронебойно-зажигательный трассирующий
  • - Осколочный стальной
  • - Подкалиберный бронебойно-трассирующий
  • - Картечь
  • Боекомплект составлял от 94 до 100 выстрелов.

Силовая установка была представлена спаренными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, форсированными до 170 лошадиных сил. Как и его собрат Т-70, он имел предпусковой подогреватель двигателя для запуска в зимний период. Пуск осуществлялся параллельно соединенными стартерами СТ-06 мощностью 2-л.с. В танке располагалось два топливных бака емкостью 440 – литров. Запас хода составлял 320-километров. Коробка передач механическая четырехступенчатая.

Бронетехника имела прицел ТМФ-1, который использовался для стрельбы по наземным целям и прицел К-8Т который использовался для стрельбы по воздушным целям.

В танке располагалась радиостанция 12РТ и переговорное устройство для трех членов экипажа.

Тактико-технические данные

  • Первый опытный образец 1942 год
  • Год выпуска 1942-1943 годы
  • Экипаж 3 человека
  • Полный боевой вес 11600 кг.
  • Удельное давление на грунт 0,84 кг/см2
  • Длинна 4285-см
  • Ширина 2420-см
  • Максимальная скорость по шоссе 42км/ч
  • Запас хода по шоссе 320- км
  • Преодолеваемый брод 1,0-м
  • Преодолеваемое вертикальное препятствие 0,7м
  • Ширина преодолеваемого рва 1,7м
  • Силовая установка спаренная шестицилиндровая бензиновая мощностью 2*85=170 л.с., механическая трансмиссия
  • Вооружение 45-мм пушка, боекомплект 100 выстрела; спаренный 7,62-мм пулемет;
Последняя бронетехника