Малый плавающий танк Т-38

В 1936 г на Горьковском автозаводе КБ H.A. Астрова на базе танка Т-37А, кото­рый уже эксплуатировался в войсках два года, разра­батывается новая машина. Пройдя положенные ис­пытания, она рекомендуется к серийному производ­ству и в 1936 г. принимается на вооружение под индек­сом Т-38. Плавание не было основной задачей танка, в его функции входили раз­ведка, обеспечение связи, сопровождение тяжелых машин.

От своего предшествен­ника машина отличалась га­баритами и отсутствием на надгусеничных полках по­плавков, заполненных проб­кой. Корпус танка был шире и ниже, что должно было обеспечивать лучшую плавучесть и остойчивость. Листы корпуса соединялись сваркой и клепкой Толщина броневых листов, вооруже­ние, численность экипажа, двигатель, скоростные дан­ные и запас хода остались прежними. Ходовая часть также полностью соответ­ствовала танку-предше­ственнику, за исключением усовершенствованной под­вески.

Сохранилась и силовая передача, но вместо авто­мобильного дифференци­ала были применены бор­товые фрикционы с тор­мозами, что повышало проходимость и манев­ренность танка.

Поступившие в войска танки в реальных условиях эксплуатации в ходе ма­невров и учений оказались в боевом отношении не лучше танка Т-37А. Вой­дя в воду и развив макси­мальную скорость в случае сброса газа при подходе к противоположному берегу, танк резко опускал нос, при этом переднюю, часть корпу­са и люк механика-водителя заливало водой. Подобная ситуация возникала, но уже с кормы, когда включался реверс винта для экстрен­ной остановки машины.

При маневрировании на скорости 6 км/ч появлялся крен, и усиливалась качка. И все это — в условиях от­носительно спокойной воды. При волнении же и пере­грузке в 120—150 кг и набе­гающей волне поступление воды через люк и щели внутрь корпуса грозило за­топлением, что нередко и происходило

Малое водоизмещение не позволяло перевозить на броне через водные пре­пятствия десант, состоящий из двух человек, с оружием и боеприпасами.

Для повышения водоиз­мещения Автобронетанковое управление РККА рекомен­довало снова установить до­полнительно на надгусеничные полки поплавки, снятые с ремонтируемых или спи­санных танков Т-37. В неко­торых частях поплавки были установлены, но результат оказался неудовлетвори­тельным: поплавки ухудшили проходимость и тормозили движение танков на плаву.

Фактически танк не отве­чал заявленным тактико-техническим характеристикам и был признан небо­еспособным. Выпуск его на заводе ограничили, а конст­рукторскому бюро завода после выводов специально созданной комиссии было выдано задание по дора­ботке конструкции танка, устранению отмеченных де­фектов и улучшению техни­ческих данных машины.

Через несколько месяцев КБ передало заводу доку­ментацию на два варианта танка, и в начале 1938 г. оба образца были изготовлены. На испытания они вышли под индексами Т-38М-1 и Т-38М-2.

В первом варианте для увеличения водоизмеще­ния на 600 кг борт повыси­ли на 100 мм, а направляю­щий каток ходовой части опустили на 130 мм, чтобы уменьшить продольные ко­лебания танка. На втором образце борт был поднят на 75 мм, в результате во­доизмещение увеличилось на 450 кг, а направляющий каток в этом случае оста­вался на прежнем уровне.

Деревянные надгусеничные полки были заменены металлическими. Увеличе­ны по высоте гребни на тра­ках гусеницы. Была из­менена конструкция ходовой части. Вместо пружинной подвески при­менена тележка подвески от тягача А-20 «Комсомо­лец», где в качестве упру­гого элемента использова­лись листовые рессоры. Позаимствовали у тягача и ведущее колесо с 8—12 отверстиями в диске, тогда как у предшествующих ма­шин диски колес имели 4 отверстия.

В качестве силовой уста­новки вместо двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. были взяты двигатель ГАЗ-М-1 мощностью 50 лс и коробка передач автомо­биля М-1. Для лучшего об­дува системы охлаждения увеличено сечение воздухо­заборника.

Для проведения заводс­ких и приемных испытаний в Главном бронетанковом уп­равлении была разработана специальная методика при­менительно к боевой служ­бе танков. Методика пре­дусматривала длительный (3—4-дневный) пробег по 10— 12 часов ежедневного безостановочного движе­ния. Ежедневно машины проходили техосмотр и при необходимости произво­дился ремонт, причем рабо­ты проводились только си­лами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов.

После прохождения по­лосы препятствий на земле танки входили в водоем уже с дополнительной нагруз­кой, имитирующей десант, и. выполнив упражнения по маневрированию на воде, выходили на берег.

Испытания в принципе подтвердили правильность основных изменений конст­рукции — увеличение водо­измещения, повышение мощности двигателя, при­менение трансмиссии и подвески от тягача «Комсо­молец»». Однако ни одни ис­пытания не проходят без выявления новых дефектов Появлялись они и в данном случае, и КБ завода про­должало работы по их уст­ранению. Наконец, к янва­рю 1939 г. танк под индексом Т-38М был принят на вооружение.

Конструктивно Т-38М от­личался от обоих прототи­пов. Корпус по габаритам соответствовал танку Т-38М 1. а ходовая часть была использована от танка Т-38М-2. Тележки остались от «Комсомольца», но были усилены. Остались и гусе­ничные цепи с увеличенным гребнем на траках. Еще в декабре 1938 г. Автоброне­вое управление потребова­ло усилить вооружение Т-38М путем установки в башне крупнокалиберного пулемета ДШК. Задание было выполнено лишь летом 1939 г., и пулемет с опытным образцом сварной коничес­кой башни на танк не уста­навливался и испытания не проходил.

Серийное производство, намечавшееся на февраль 1939 г., в связи с различными ведомственными согла­сованиями и переписками затянулось, поэтому только к концу года заводу удалось изготовить 15 танков. Как и где они применялись, установить, точно не удалось. Предполагается, что 8 ма­шин Т-38М и два опытных образца использовались в отдельных частях как учеб­ные машины.

С целью усиления воору­жения Т-38 конструкторы бюро прорабатывали вари­анты установки в стандарт­ную башню с удлиненной маской танковой пушки ТНШ-20 калибра 20 мм, спаренной с пулеметом ДТ. Реально осенью 1941 г. на заводе изготовителе для испытаний было подготов­лено две пушки. Принята же на вооружение и рекомен­дована к серийному произ­водству пушка ТНШ-20 1 декабря 1941 г.

Одну из изготовленных пу­шек установили в башне тан­ка Т-38, получившего индекс Т-38Ш, и отправили на испы­тания на подмосковный по­лигон в Кубинку. В ходе испытаний пушка отказала, танк был снят с производ­ства и отправлен на базу хранения отдела главного конструктора НКТП как неис­правный образец. Дальней­шая его судьба неизвестна. Единственный сохранивший­ся танк модели Т-38Ш можно увидеть в экспозиции Цент­рального музея Вооружен­ных сил в Москве.

Тактико-технические характеристики

Габаритные размеры, мм

Длина – 3780

Ширина – 2330

Высота – 1630

Клиренс – 300

Броня, мм

Лоб – 9

Борта – 9

Башня – 9

Корма – 6

Днище – 4

Вооружение  7.62 -мм пулемет ДТ, патронов — 2142

Экипаж, чел – 2

Двигатель – ГАЗ-АА, бензиновый, мощность — 40 л.с.

Запас хода по шоссе, км – 200

Максимальная скорость, км/ч

по шоссе – 40

на плаву – 6

Боевая масса, т – 3,3

Среднее удельное давление на грунт, кГс/сма – 0,44

Последняя бронетехника