МУ-1 и МУ-2

После успеха в авиации на­правляющие для РС установили и на автомобиль. Первая реактивная установка на автомобильном шасси состояла из восьми направляющих, связанных в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132мм снарядов (масса каждого 42,5кг) фик­сировались попарно с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по ази­муту.

Наводка на цель производи­лась через прицел вращением рукоя­ток подъемного и поворотного меха­низмов. Установку, получившую об­щее название МУ-1 (механизирован­ная установка), монтировали на шас­си грузового автомобиля ЗиС-5: срав­нительно короткие направляющие располагались поперек машины. Ре­шение было неудачным – при стрель­бе машина раскачивалась, что суще­ственно уменьшало кучность боя.

Характеристики установки несколько улучшились, когда в каче­стве базы стали применять более под­ходящее для этой цели трехосное шасси грузовика ЗиС-6.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрель­бой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипа­жем 5 человек и полным боекомплек­том составляла 8,33 тонны, дальность стрельбы достигала 8470м. За один залп (8-Юс) боевая машина выстреливала 16 снарядов, содержащих 78.4кг высокоэффективного взрывча­того вещества. Трехосный ЗиС-6 обеспечивал МУ-2 удовлетворитель­ную подвижность на местности, по­зволял быстро совершать марш-ма­невр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 3-4 минут (в основном время тратилось на фикса­цию домкратов).

На автомашине смонтирова­ли уже отработанное устройство («рельсы») для стрельбы сразу 24 сна­рядами. Заряженная установка мог­ла скрытно занять боевую позицию. Длительность залпа из 24 снарядов – несколько секунд. Стрельба велась по площадям. Для распыления отравля­ющих веществ высокая кучность не требовалась.

Проект за подписями А.Кос­тикова и И. Гвая направили заказчи­ку. При этом директор института официально называет А.Г.Костико­ва «инициатором создания установ­ки». 1 ноября 1939 года новая уста­новка производит первый залп.

 

Последняя бронетехника