Опытные плавающие танки ПТ-1 и ПТ-1А

Одной из первых попы­ток создать эксперимен­тальный танк на основе БТ стала разработка плаваю­щего колесно-гусеничного танка ПТ-1. Ведущим кон­структором был H.A. Аст­ров. Корпусу придали фор­му, обеспечивающую хорошую остойчивость и малое сопротивление при движении по воде. На бор­ту танка установили допол­нительные емкости для увеличения запаса плаву­чести. Для движения по воде использовались два гребных винта. Вооружение состояло из пушки и спа­ренного с ней пулемета, которые были смонтирова­ны в башне, заимствован­ной от БТ-5. Дальнейшее развитие танка ПТ-1 — танк ПТ-1 А. Он отличался удлиненным корпусом, установкой одного гребного винта и усилен­ной броневой защитой.

Из-за малого запаса пла­вучести и слабой проходимости на колесах плаваю­щие танки ПТ-1 и ПТ-1А дальнейшего развития не получили.

Выполняя приказ Воро­шилова о «…создании но­вого колесно-гусеничного движителя для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину…» группа инженеров под ру­ководством молодого изобретателя-самоучки Н.Ф. Цыганова приступила к работе над проектом глу­бокой модернизации тан­ков БТ

К апрелю 1935 г. были изготовлены модель в 1/5

натуральной величины и чертежи танка БТ с гусенично-катковым движите­лем, состоявшим из шарнирно-катковой цепи и резиновой гусеницы. По расчетам машина должна была развивать скорость 105 км/ч, обладая при этом бесшумным ходом.

Была также представлена модель танка БТ с тремя па­рами ведущих и управляе­мых колес.

При разработке этих про­ектов подверглась переделке только ходовая часть танков БТ-2 и БТ-5.

В результате летом 1935 г начались испытания машины, получившей ин­декс БТ-ИС. Испытания проходили с перерывами до осени. По результатам ис­пытаний К.Е. Ворошилов дал указание построить 10 танков БТ-ИС на базе БТ-5, что и было выполнено к лету 1937 г на Харьковском танкоремонтном заводе № 48.

В окончательном виде танк БТ-ИС представлял со­бой модернизированную машину БТ-5. Основны­ми изменениями были: три пары ведущих колес, что позволяло использовать ос­новную массу танка в качестве сцепного веса, и син­хронизаторы для уравнива­ния скорости движения на колесах и на гусеницах. Были значительно увеличе­ны емкости бензобаков.

Двигатель, силовая пере­дача, рулевое управление, башня и вооружение оста­лись прежними. Некоторым изменениям подвергся кор­пус за счет установки кор­мового бензобака. Был вве­ден ряд новых механизмов трансмиссии колесного хода. Конструкция подвески БТ-5 сохранилась.

На испытаниях танки про­шли от 1500 до 2500 км в основном на колесах. При этом была показана проходимость и живучесть намного большая, чем у се­рийных БТ-5 и БТ-7. Несмот­ря на выявленные недостат­ки, армейская комиссия пришла к выводу, что БТ-ИС необходимо принять на во­оружение. В серийном про­изводстве планировалось установить на машину на­клонную броню и устранить недостатки К 1938 г. заводу № 48 было поручено изгото­вить 300 БТ-ИС. Известно, что заводские ворота поки­нула лишь одна машина на базе БТ-5. имевшая допол­нительные борта из 6-мм брони.

Причина остановки про­изводства — арест в начале 1938 г. главного конструкто­ра БТ-ИС Н.Ф Цыганова.

 

Последняя бронетехника