Средний танк А-32

Поиски усиления броневой защиты требовали дальнейшего увеличения толщины броневых листов, что, в свою очередь, вело к повышению массы танка, и он не смог бы двигаться по земле с одной парой ведущих колес, как на ранее создававшихся легких колесно-гусеничных маши­нах. По расчетам, требовалось не менее четырех пар катков, но это, в свою очередь, усложняло конструкцию редукторов и повышало уязвимость ходовой части. Использовать колесный ход не всегда представляется возможным, особенно по пашне, по снегу. А исключив громоздкие колесные редукторы, высвободившуюся массу можно использовать на повышение толщины брони, дополнительную защиту ходовой части, усиление вооружения танка. Поэтому М. И. Кошкин упорно отстаивал свою идею создания чисто гусеничной машины.

Гусеничный танк А-32, разрабатываемый параллельно с колесно-гусеничным А-20, хотя внешне повторял конструктивные особенности последнего, по многим показателям превосходил его. Исключение из машины сложного колесного движителя позволило значительно (с 20 до 30 мм) увеличить толщину лобовой брони корпуса, усилить вооружение, боевая масса при этом возросла лишь на 1 т — с 19 до 20 т. В качестве силовой установки, как и на А-20, использовался 500-сильный дизель-мотор В-2, разработанный харьковскими конструкторами К. Ф. Челпаном, и Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом, И. С. Бером.

Еще в декабре 1936 г. 12-цилиндровый дизель был испытан в танке БТ-7, а с 1939 г. устанавливался на серийные танки БТ-7М. Он стал первым в нашей стране специально сконструированным танковым дизелем большой мощности. был экономичнее по сравнению с карбюраторным, легче переносил перегрузки и к тому же использование дизельного топлива снижало возможность возникновения пожара.

В процессе изготовления А-20 и А-32 выяснилось, что трудоемкость при сборке особенно сложного по конструкции колесного хода значительно больше, чем при сборке чисто гусеничного танка О Н

Проводившиеся летом 1939 г. войсковые и полигонные испытания танков А-20 и А-32 показали, что оба образца по надежности и работоспособности узлов и механизмов имеют равноценные показатели Вместе с тем комиссия, проводившая испытания, в своем отчете отметила, что танк А-32, как имеющий запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной броней, устранив отмеченные при испытаниях недостатки. Указывалось также, что машины не были полностью укомплектованы, особенно А-32, на котором отсутствовали оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ), предусмотренное проектом, и укладка ЗИП (запасной инструмент и принадлежности), не полностью оборудована бовукладка.

К окончанию полигонных испытаний на заводе № 183 был изготовлен второй опытный танк А-132, конструкцию которого с учетом сделанных замечаний и пожеланий заказчика доработали: толщину броневых листов корпуса и башни довели до максимально возможной величины — до 45 мм, что обеспечивало защиту от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии калибра 37 и 45 мм.

В сентябре 1939 г. состоялся показ танковой техники руководству РККА 0. На нем присутствовали К. Е. Ворошилов, A. A. Жданов, А.и. Микоян, H. A. Вознесенский, Д. Г. Павлов, главные конструкторы тан­ков. С наибольшим успехом прошли испытания танка А-32. Он имел боевую массу 24 т, вооружение — 76-мм пушка /1-10 И Легкий, стремительный, изящный, он без труда преодолел все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу, носовой частью корпуса легко сбил толстую сосну. Восхищению зрителей не было предела. Н. В. Барыков, директор опытного завода № 185 сказал: ««Запомните этот день — день рождения уникального танка». Впрочем, в это же время в опытном цехе завода № 183 уже велась сборка двух танков А-32 с броней 45 мм и повышенной прочностью отдельных деталей. Эти машины уже имели индекс А-34.

Именно необычный замысел создания принципиально нового типа основного боевого танка, который сочетал в себе качества машины прорыва (скорость и хорошая броневая защита), крейсерского и сопровождения пехоты (маневренность и огневая мощь), вызывал сомнения даже у специалистов: что это — лекарство от всех болезней. Следует отметить, что лишь через двадцать лет зарубежные инженеры подошли к конструкции танка, пригодного для действий в любых видах боя 9 декабря 1939 г. правительство страны приняло решение о создании усовершенствованного варианта среднего танка А-32, ставшего впоследствии танком Т-34, одним из самых знаменитых в истории мирового танкостроения.

 Тактико-технические данные

Габаритные размеры, мм

  • Длина – 5760
  • Ширина – 2650
  • Высота – 2435
  • Клиренс – 300

Броня, мм

  • Лоб – 20
  • Борта – 20
  • Башня – 25
  • Корма – 10
  • Днище – 10

Вооружение

45-мм пушка 20К образца 1932—1938 гг., количество снарядов — 152, 1 х 7,62-мм пулемет ДТ, курсовой; 1 х 7,62-мм пу­лемет ДТ, спаренный

Экипаж, чел  4

Двигатель

дизельный В-2 , мощность — 500 л.с.

Запас хода по шоссе, км

  • на колесах – 400
  • на гусеницах – 250

Максимальная скорость, км/ч

  • на колесах – 70
  • на гусеницах – 55

Боевая масса, т – 18

Среднее удельное давление

на грунт, кГс/см2     0,61

Последняя бронетехника