Средний танк Т-54

Танк Т-54 был разработан в конце Второй мировой войны в качестве преемника Т-34-85 для бронетехники СССР. Он вооружен 100-мм пушкой Д-10, оптический прицел-дальномер с окулярной сеткой, имеющийся у наводчика, позволяет эффективно поражать цели на удалении до 1000 метров. Танк способен ставить дымовую завесу, впрыскивая дизельное топливо в систему выхлопа отработанных газов.

История создания танка немного запутана, так в одних документах говорится, что первый прототип танка был изготовлен в конце 1945 года, а по другим, что это был второй прототип, первый был изготовлен еще в 1944 году и испытания проходили на заводе. Ну, впрочем, это не столь важно. Первый известный образец Т-54 под маркировкой «образец 1945 года» все еще был сильно схож с танком Т-44. Но это естественно ведь Т-54 была создана на базе Т-44.

Единственным отличием Т-44 от Т-54 была более крупная башня с 100-мм орудием, и увеличенной лобовой броней с 120 до 180 мм. Также увеличилась и бортовая броня с 90 до 150 мм. Форма и углы наклона башни остались прежними и не превышали 200. Бортовая броня увеличилась лишь на 5 мм, а кормовая часть и вовсе осталась, как и у Т-44. В лобовой части корпуса была убрана щель смотрового прибора механика-водителя, она стала монолитной. Из-за всех этих изменений масса танка соответственно увеличилась, для этого была немного удлинена подвеска, а также стали шире опорные катки для лучшей проходимости.   Силовая установка, трансмиссия без изменений перешли с Т-44, единственное, что подвергли глубокой модернизации это систему охлаждения.

Испытания танка проводились в период с 11 марта по 11 апреля 1945 года. Из отчета некоторых членов комиссии: «Боевая машина производит неизгладимое впечатлением. Его формы и правильные углы встречи вражеских снарядов  придают ему своеобразную красоту»

Испытания танка прошли успешно, командование было довольно, так как боевая машина показала высокие тактико-технические характеристики. При боевой массе 35,5 тонн, всего на 3,7 тонны больше чем у серийного Т-44, боевая машина обладала более мощным оружием и бронированием. А высота его даже уменьшилась до 2275 мм вместо 2400 мм. Единственным минусом явилось падение максимальной скорости с 51 км/ч до 45 км/ч. Средняя скорость впрочем, осталась прежней, а запас хода несколько возрос.

Как и в любой техники, первые испытания выявили ряд недостатков, однако заключение было следующим:

1) Советский Т-54, являющийся модернизацией танка Т-44, по своим тактико-техническим и боевым качествам значительно превосходит все существующие средние танки.

2) При пробеги в 1553 км, установили что в Т-54 прочность основных механизмов удовлетворяет требованиям. Однако ряд узлов и агрегатов требует доработки.

3) К недостаткам Т-54 следует отнести плохую снарядостойкость башни. Которая поражается на больших расстояниях и ведет к выведению танка из боя. А устаревшая трансмиссия и недоработанная ходовая часть снижают динамические характеристики боевой машины.

4) Учитывая значительное улучшение характеристик Т-54, комиссия может рекомендовать танк на вооружение Красной Армии с обязательным устранением всех выявленных недочетов.

Летом 1945 года завод №183 выпустил второй (третий) образец танка с исправлением всех недочетов выявленных комиссией. В результате доработок боевая машина получила новую башню по типу ИС-3. Толщина брони башни достигла 200 мм, а бортов от 160 до 125 мм. Углы наклона башни увеличились до 450. Трансмиссия подверглась полной модернизации для устранения недочетов, а ходовая часть получила цевочное зацепление гусениц. Запас топлива увеличился с 530 до 545 литров. Танк оснастили двумя 7,62 мм пулеметами СГ, неприцельный огонь из которых мог вести механик-водитель. Также был установлен зенитный 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на турельной установке у люка заряжающего на крыше башни.

После всех доработок с июля по ноябрь 1945 года боевая машина проходила полевые испытания, в результате которых он снова был рекомендован на серийное производство, но все же, после устранения ряда недостатков выявленных в ходе испытаний.  После трех доработок боевая машина была принята на вооружение, постановлением Совета министров СССР №960-402сс от 29 апреля 1946 года.

 Конструкция

Т-54 имела такую же компоновку как и Т-44. В лобовой части корпуса располагалось отделения управления, среднюю часть занимало боевое отделение, а задняя часть отводилась под силовую установку. Экипаж машины боевой состоял из четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира танка. Корпус боевой машины сварной, изготавливающийся из катаных листов и гомогенной стали. Башня боевой машины произведена литьем.

Ходовая часть

Независимая торсионная подвеска катков, которая позволила значительно сократить боевой вес танка, а также уменьшить его высоту почти на 30 см. Каждая часть борта состоит из пяти опорных катков с обрезиненными ободами. Заднее колесо является ведущим, зацепление гусениц цевочное.

Вооружение

Оснащен 100 мм пушкой Д-10Т. Д-10 нарезная танковая пушка, созданная во время Второй мировой войны. Изготовлена в 1944 году и во время войны, устанавливалась на артелерийскую установку СУ-100. Всего модификаций орудия было четыре:

1)Д-10С – использовалась на САУ СУ-100

2)Д-10Т – устанавливалась на Т-54

3)Д-10ТГ – устанавливалась на Т-54А, оснащена инжектором и одноплоскостным стабилизатором.

4)Д-10Т2С – устанавливалась в Т-54Б и Т-55, имеет двухплоскостным стабилизатор.

Орудие имело неплохую убойную силу, и было в состоянии пробить вертикально расположенный броне лист толщиной 125 мм на расстоянии до 2 км. Данное орудие в улучшенных вариантах еще сорок лет использовалось армией. Также Т-54 имел спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет.

Считается, что Т-54, как и впоследствии Т-55 и Т-72, чехословацкого и польского производства по качеству значительно превосходят советские аналоги. Боевая машина может быть оснащен бульдозерными ножами БТУ шириной 3,4м или БТУ-55 шириной 3,8м. В последующие годы выпускались следующие модификации: Т-54 – выпускался в 1946-1951 годах несколькими крупными сериями, имеющими незначительные внешние и внутренние отличия.

В числе основных серий базовой модели Т-54 можно выделить образец 1946 года (опытная серия), Т-54 образца 1949 года (первая массовая промышленная серия) и Т-54 образца 1951 года. Именно последняя модификация с характерной башней, напоминающей разрезанное надвое яйцо, стала отличительной особенностью семейства Т54/Т-55. Основное вооружение танка составляет не стабилизированная нарезная 100-мм пушка Д-10Т. Модернизировавшиеся впоследствии до конца восьмидесятых танки первых лет выпуска получали обозначение Т-54М.

Т-54А образца 1951 года – первый опытный образец появился в 1951 году, принят на вооружение в 1955 году. Оснащен пушкой Д-10Т, стабилизированной в одной плоскости и оснащен эжектором, оборудованием ОПВТ для преодоления глубоких водных преград, инфракрасным прибором ночного видения механика-водителя и пятиспицевыми опорными катками. В Китае эти танки выпускались по лицензии под обозначением ТИП 59.

Т-54Б образца 1952 года – первый опытный образец появился в 1952 году, принят на вооружение в 1957 году. Оснащен стабилизированной в двух плоскостях 100-мм пушкой Д-10Т2С, новым активным инфракрасным ночным оборудованием и электрическим механизмом поворота башни. Польский вариант имеет обозначение Т-54АМ.

  • Т-54К – командирская версия Т-54.
  • Т-54АК – командирская версия Т-54А.
  • Т-54БК – командирская версия Т-54Б.

ТО-54 – боевая инженерно-огнеметная машина, оснащенная огнеметом АТО-1, имеющим дальность действия 160 метров, установленным вместо спаренного с пушкой пулемета.

ЗСУ-57-2 – выпускавшаяся в 1961 – 1963 годах самоходная артиллерийская установка со сдвоенными 57-мм орудиями С-68 и оптическими приборами наведения, размещенными в открытой башне, установленной на удлиненном шасси Т-54.

СУ-122-54 – выпускавшееся в ограниченном количестве с 1949 года до конца пятидесятых штурмовое орудие – установленное на шасси Т-54 122-мм пушка Д-49С, оснащенная оптическим дальномером, с двумя крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами.

Вспомогательные машины – на базе шасси Т-54 выпускалось большое количество боевых вспомогательных машин: БРЭМ БТС-1; мостоукладчик МТУ-1; машины разминирования БМР, Т-54/ПТ-3, Т-54/ПТ-54, Т-54/ПТ-54М; оснащенные бульдозерными ножами танки Т-54/БТУ и Т-54/БТУ-55.

Т-54/Т-55 участвовали в следующих военных конфликтов:

- Венгерское восстание 1956 года – использовались в составе Красной армии

- Шестидневная война 1967 года – Сражались на стороне Египетских войск. В результате этой быстрой войны Израиль захватил более 291 танка Т-54А. Также данную технику использовала, и Сирийская армия потеряв более 73 боевых машин.

- «Операция Дунай» 1968 год – Использовались вместе с танками Т-55 в составе Красной армии.

- Вьетнамская война 1965-1975 годы – Использовались в составе войск Северного Вьетнама.

- Гражданская война в Камбодже 1967-1975 годы – Использовали войска Северного Вьетнама.

- Третья индо-пакистанская война 1971 года – Применялись на стороне Индии.

- Арабо-израильская война 1973 года – Использовали все стороны конфликта.

- Гражданская война в Анголе 1980-е года – использовались войсками Анголы против повстанцев УНИТА, а также войсками ЮАР.

- Война за Огаден 1977-1978 годы – использовались войсками Сомали.

- Китайско-вьетнамская война 1979 год – Использовались войсками Вьетнама для отражения китайских войск.

- Афганская война 1979 -1989 годы – Использовались ограниченным контингентом Советских войск.

- Ирано–иракская война 1980-1988 годы – Применялись войсками иракской армии.

- Война в Ливане 1982 года – Использовались Сирийскими войсками.

- Война в персидском заливе 1991 года – использовались иракской армией.

Как можно увидеть на долю Т-54 и его модификаций пришло много войн и локальных конфликтов, Т-54 зарекомендовал себя с отличной стороны и в настоящее время состоит на вооружении многих стран мира.

Тактико-технические данные:

  • Первый опытный образец 1945 год
  • Год выпуска 1946-1964 годы
  • Экипаж 4 человека
  • Полный боевой вес 36000 кг.
  • Удельное давление на грунт 0,93 кг/см2
  • Длина с пушкой вперед 9м
  • Ширина 3,27 м
  • Высота (с зенитным пулеметом) 2,4м
  • Клиренс 0,43 м
  • Максимальная скорость по шоссе 50км/ч
  • Запас хода по шоссе (с дополнительными топливными баками) 600 км
  • Глубина преодолеваемого брода Без подготовки – 1,3м; с подготовкой – 4,6м
  • Максимальный угол подъема 60*
  • Максимальный угол крена 40*
  • Преодолеваемое вертикальное препятствие 0,8м
  • Ширина преодолеваемого рва 2,7м
  • Силовая установка 12- цилиндровый дизель с водяным охлаждением В-54 мощностью 500 л.с., механическая трансмиссия
  • Вооружение 100-мм пушка, боекомплект 34 выстрела; спаренный 7,62-мм пулемет; курсовой 7,62-мм пулемет; зенитный пулемет 12,7мм.

Танк Т-54 видео

Последняя бронетехника