Танк БТ-5

В танковом цехе Харьков­ского паровозостроительно­го завода им. Коминтерна в начале осени 1933 г. появил­ся новый вариант легкого танка — БТ-5. По сути это была следующая модерниза­ция танка БТ-2. Основное от­личие танка — двухместная башня новой формы со спа­ренной установкой вооруже­ния. В эту башню установили 45-мм танковую пушку об­разца 1932 г и спаренный с ней пулемет ДТ. Пушка была оснащена телескопическим и перископическим прицела­ми, что повышало точность стрельбы с места и с хода. Начальная скорость броне­бойного снаряда (760 м/с) оказалась выше, чем у инос­транных танковых пушек.

Экипаж машины — три человека.

На танках БТ-5 устанавли­вали два типа башен: свар­ную с большой нишей (про­изводства Ижорского заво­да) и клепаную с малой нишей (Мариупольского за­вода им. Ильина). Корпус сварной башни имел форму цилиндра с выступающей овальной нишей, в клепа­ной ниша была прямо­угольной. Цилиндрическая часть корпуса башни была склепана или сварена из двух листов — переднего и заднего. В переднем листе имелось прямоугольное от­верстие для спаренной установки пушки и пулемета. По бокам башни расположены две смотровые щели и два отверстия для стрель­бы из револьвера. В крыше башни имелся закрываю­щийся изнутри люк для вхо­да и выхода экипажа. В пере­дней части башни было от­верстие для вентиляции и перископического прицела.

На некоторых машинах БТ-5 устанавливали 76-мм пушку. Такие машины предназначались для ар­тиллерийской поддержки атакующих танков и имели индекс БТ-5А. На танках БТ-5 последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка 20К образца 1934 г., которая отличалась от предшественницы иной конструкцией противоот­катного устройства и подъемного механизма, а также другими небольшими усовершенствованиями. Пулемет имел собственный открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. Наблюдение за по­лем боя велось с помощью прицелов и двух смотровых приборов с пуленепроби­ваемыми стеклами, распо­ложенных на боковых стен­ках башни. Боекомплект состоял из 115 снарядов и 2709 патронов. Снаряды укладывались на пол бое­вого отделения, располага­лись в вертикальных обоймах на правой и левой стенках корпуса, занимали также стенки и нишу баш­ни. Пулеметные диски за­нимали место над снаряд­ной укладкой в боевом от­делении.

На командирских танках имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой ан­тенной на башне, заменен­ной впоследствии на шты­ревую. Боекомплект командирских танков с ра­диостанцией был ниже, чем у линейных. Такие танки имели индекс БТ-5РТ. Было выпущено 263 машины.

На БТ-5 был установлен отечественный карбюра­торный двигатель М-5, как и на танке БТ-2. Конструкция ходовой части осталась прежней, но потребовала усиления, так как в результа­те внесенных изменений бо­евая масса машины несколь­ко возросла.

Дальнейшая техничес­кая модернизация танка БТ-5 заключалась в усиле­нии броневой защиты, применении сварных со­единений листов, увеличе­нии запаса хода за счет размещения дополнитель­ных топливных баков на надгусеничных полках и в кормовой части корпуса. В ходе выпуска на танк по­ставили более легкие кат­ки и сетку ограждения над воздуховодом.

На последних модифика­циях БТ-5 устанавливали но­вый отечественный авиаци­онный двигатель М-17Т мощностью 500 л.с. Также был спроектирован новый главный фрикцион и усилена коробка передач. Количе­ство передач переднего хода сократилось до трех. Были введены ленточ­ные плавающие тормоза, которые значительно по­влияли на ходовые качества машины

В 1939 г было выпущено пять машин БТ-5/В-2. Они были оснащены новейшим по тем временам дизельным танковым двигателем В-2.

На базе БТ-5 был постро­ен танк для преодоления водных преград — БТ-5ПХ 0 Герметичность корпуса достигалась за счет уплот­нения щелей брезентом и резиновыми прокладками. К крыше башни пристыко­вывалась воздухопитающая труба.

В 1936 г. проходил испы­тания танк БТ-5 с установ­ленными на нем 250-кг тор­педами. Были также изготовлены мостоукладчики, телетанки (радиоупра­вляемого действия), хими­ческие танки.

Всего с 1933 по 1934 г было выпущено 1884 танка БТ-5, который в дальней­шем стал основой для со­здания БТ-7.

БТ-5 стали поступать в танковые части с 1933 г. Сразу же начались испыта­ния новой машины на пере­сеченной местности, шос­сейных дорогах, вязком грунте. Многие недостатки, присущие БТ-2, были устра­нены. Из машин выжимали все заложенные в конструк­цию возможности.

Погоня за рекордными прыжками на танках про­должилась и на БТ-5. При преодолении рвов для танков БТ возводились специ­альные трамплины. Танкис­ты не успевали рапортовать командованию о рекордных прыжках танков БТ В одном из батальонов при преодо­лении рва с использовани­ем трамплина машина «прыгнула» на 23 м, но при приземлении от удара о землю вышла из строя под­веска опорных катков. Было ясно, что в бою подобная «эквилибристика» станет роковой для танка. Поэтому в конструкторском бюро разработали новую методи­ку конструирования и рас­чета узлов подвески.

Боевое крещение танки БТ-5 получили в Испании, куда поставлялись в 1937 г. Позже они применялись в боях на реке Халхин-Гол, во время «Зим­ней» войны с Финлянди­ей и в на­чальный пе­риод Великой Отечествен­ной войны.

 Тактико-технические данные

Габаритные размеры, мм

Длина – 5800

Ширина – 2230

Высота – 2240

Клиренс – 350

Броня, мм

Лоб – 13

Борта – 13

Башня – 10

Корма – 10

Днище – 6

Вооружение  45-мм пушка 20К образца 1932—1938 г., количество  снарядов — 115, 7,62 -мм пулемет ДТ, патронов — 2709

Экипаж, чел. – 3

Двигатель – М5-400, авиационный, бензиновый, мощность — 400 л.с.

Запас хода по шоссе, км

на колесах – 200

на гусеницах – 120

Максимальная скорость, км/ч

на колесах – 72

на гусеницах – 53

Боевая масса, т – 11,9

Среднее удельное давление на грунт, кГс/см2 – 0,65

Последняя бронетехника