Самаходка М10 Вольверайн

Первые месяцы Второй мировой войны и победо­носное шествие немецких танковых войск по террито­рии Европы заставили аме­риканских военных специа­листов обратить внимание на практически полное от­сутствие в армии США вы­сокоэффективных противотанковых средств. В принципе сами по себе противотанковые пушки у американцев, конечно, были, но в недостаточном количестве и находились на вооружении пехотных под­разделений. В этих услови­ях оперативного решения требовали две проблемы: создание специализиро­ванных противотанковых подразделений и насыще­ние их современным воору­жением.

Первый вопрос был ре­шен в 1941 году, после того как в ходе военных маневров в Северной Каролине амери­канцы начали формировать отдельные батальоны истребителей танков, находившиеся в подчинении Главного командования ар­мии США. Во многом этому способствовал генерал-лейтенант Л. Мак-Найром, занимавший в тот период должность начальника шта­ба сухопутных войск. По мнению этого военного, противотанковые пушки были гораздо предпочти­тельнее для борьбы с танка­ми противника, чем сами танки. Кроме того, Мак-Найром считал, что главной тактикой истребителей тан­ков должна стать не пассив­ная оборона от танков противника, а активный поиск и уничтожение их. Для этого противотанковые подразделения должны были иметь в своем распоряже­нии высокомобильные и хо­рошо защищенные броней самоходные противотанко­вые установки (САУ) Таким образом, благодаря усили­ям генерала постепенно на­чал решаться вопрос о во­оружении истребителей танков.

Первая попытка созда­ния мобильной артилле­рийской установки была предпринята еще в конце 1940 г. Американские спе­циалисты пошли по упро­щенному пути, установив в кузове легкового армей­ского джипа, разработан­ного фирмой «Виллис», 37-мм противотанковое орудие. Военные, хотя и признали оригинальность такой модернизации авто­мобиля, отказались принять этот суррогат САУ на воору­жение. Во-первых, кузов «Виллиса», и без того име­ющий небольшие размеры, после установки штатного орудия не позволял размес­тить там же боекомплект и артиллерийский расчет. Во-вторых, выбор в каче­стве базы для САУ легково­го автомобиля был неудачным, так как вся система оказалась слишком не­устойчивой при стрельбе. Более удачной оказалась 37-мм артиллерийская установка, созданная на базе автомобиля «Додж». Масса автомобиля без гру­за превышала 2,3 т, и этого оказалась достаточно, что­бы обеспечить САУ устой­чивость при стрельбе. Это позволило американским военным принять ее на воо­ружение под наименовани­ем М6 и разместить на фир­ме «Додж» заказ на производство 5 000 таких установок.

На этом историю созда­ния САУ на базе колесных автомобилей можно считать законченной. Небезоснова­тельно более перспектив­ными артиллерийскими установками военные счи­тали те, которые имели по­лугусеничные или гусенич­ные движители. Кроме того, возможности использова­ния орудий более крупного калибра были ограничены техническими характерис­тиками колесных шасси. В то же время было очевид­но, что 37-мм орудий для высокоэффективной проти­вотанковой системы было недостаточно. В ближайшее время, неизбежно, у немцев должны были появиться танки, имеющие более мощную бронезащиту, про­тив которой орудия неболь­шого калибра будут бес­сильны.

В январе 1942 года на во­оружение армии США была принята новая САУ, полу­чившая наименование М5. В качестве орудия для этой артиллерийской сис­темы была выбрана 75-мм пушка М1987АЗ, представ­ляющая собой лицензион­ный вариант французского орудия периода Первой мировой войны. Для при­дания мобильности орудие смонтировали на гусенич­ном шасси аэродромного тягача, выпускаемого ком­панией «Кливленд Трактор Компани». Пушка была смонтирована в кормовой части тягача, а для защиты экипажа от пуль и осколков перед ней установили бро­нированный щит.

Военные планировали разместить заказ на выпуск несколь­ких тысяч САУ М5, но оказалось, что производ­ственные мощности завода компании не позво­лят в короткий период из­готовить такое количество шасси.

Еще одна 75-мм САУ, но уже на полугусеничном ходу, была сконструирова­на на базе бронетранспор­тера МЗ. Пушку, прикрытую небольшим плоским щи­том, смонтировали на стан­ке сразу за отделением управления. Артиллерий­ская установка была приня­та на вооружение под наи­менованием МЗА1 и за период с февраля 1942 г. по апрель 1943 г была вы­пущена на фирме «Аутокар» в количестве 2,2 тыс. еди­ниц. Устаревшее 75-мм орудие М1987АЗ, установ­ленное на САУ, не способ­ствовало ее эффективности по поражению маневренных бронированных целей и имело невысокую скорост­рельность из-за наличия поршневого затвора. Ос­новная часть МЗА1 была уничтожена в сражении за Филиппины и еще несколь­ко десятков потеряны в битве с немецкими войска­ми близ Эль-Гутара.

Положение, создавшееся с вооружением отдельных батальонов истребителей танков, удалось выправить лишь с появлением проти­вотанковых установок М10, выполненных на шасси среднего танка М4А2 «Гене­рал Шерман» (силовая установка — два дизельных двигателя). Несколько поз­же была выпущена ее моди­фикация M10А1, созданная на шасси среднего танка М4АЗ (силовая установка — карбюраторный двигатель). Артиллерийское вооруже­ние самоходки состояло из 76-мм пушки, разработанной на основе зенитного орудия такого же калибра. Такие САУ производились заводом «Фишер Танк Дивижн» концерна «Дженерал Моторс» и фирмой «Форд Мотор». С сентября 1942 г. по январь 1944 г. было вы­пущено 6706 машин М10 и 1713 единиц модификации М10А1.

В начале 1943 г. новые САУ начали поступать на во­оружение противотанковых батальонов армии США, раз­мещенных в Северной Афри­ке, вытесняя 75-мм самоход­ки МЗ и 37-мм Мб. Боевое крещение М10 получили в составе 2-го армейского корпуса в ходе боев в Тунисе в марте 1943 г. Вплоть до конца войны они использо­вались в боевых действиях в Италии. Можно было их встретить и на Западном фронте, так как в ходе Вто­рой мировой войны Вели­кобритания получила около 1650 этих САУ и более 400 ус­тановок этого типа были пе­реданы Франции, После окончания Второй мировой

войны артиллерийские уста­новки М10 в армии США ис­пользовались до начала 1950-х гг. По некоторым све­дениям, во французской ар­мии их можно было встретить даже в 1956 г.

В Советский Союз само­ходные артиллерийские установки М10 поступали в рамках программы «ленд-лиз». По некоторым дан­ным, на советскую террито­рию в середине 1943 г. было доставлено 52 таких САУ (карбюраторная моди­фикация М10А1 в Советский Союз не поставля­лась). На их основе были сформированы и направле­ны на фронт несколько пол­ков истребителей танков.

Конструктивные особенности

Корпус САУ M10 свар­ной, несколько измененной формы по сравнению с ба­зовым танком. В открытой сверху вращающейся баш­не была установлена 76-мм пушка М7, разработанная на базе зенитного орудия. Дополнительно в башне был установлен один пуле­мет М2НВ калибра 12,7 мм, который мог использовать­ся в качестве зенитного. В качестве прибора прицеливания для орудия приме­нялся телескопический прицел M70G.

Силовая установка со­стояла из двух спаренных дизельных 6-цилиндровых двухтактных рядных двига­телей GMC 6046 G71.

Трансмиссия – двухдисковый главный фрикцион сухого трения, промежу­точный редуктор, кардан­ный вал, 5-скоростная ко­робка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи.

Ходовая часть — шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокирован­ных попарно в три балансирные тележки, подвешен­ные на буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ве­дущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацеп­ление цевочное), в каждой гусенице 79 траков шири­ной 420,6 мм, шаг трака — 152 мм.

Все САУ укомплектовы­вались радиостанцией SCR-610.

Модификации

М10 – шасси среднего танка М4А2. Изготовлено 4993 единицы.

М10А1 – шасси средне­го танка М4АЗ. Изготовлено 1713 единиц.

Тактико-технические данные :

Боевая масса, т – 29.6

Размеры, мм

длина –  6827

ширина – 3048

высота – 2896

Бронирование, мм

лоб корпуса – 50

боковая стенка корпуса – 25

лоб башни – 57

Экипаж, чел. – 5

Вооружение – 1 х 76-мм пушка М7, количество Снаря­дов – 54; 1 х 12,7-мм пулемет М2НВ, патронов – 945

Двигатель – 2-ва дизельных GMC 6046 G71, мощность – 375 л. с.

Максимальная скорость, км/ч – 48

Запас хода, км – 320

Преодолеваемые препятствия

высота стенки, м – 0,6

ширина рва, м – 2,3

глубина брода, м – 1,0

подъем, град. – 35

Последняя бронетехника