Первая бронетехника Великобритании

Идея создания боевой гусеничной машины Великобритании, которая могла бы передвигаться по пересеченной местности была высказана еще в октябре 1914 года полковником Э. Суинтоном. Но к большому сожалению его предложения и идеи как в прочем и других офицеров британской армии таких как адмирал Р. Бэкон, капитан первого ранга М. Суэтер, не нашли поддержки у военного министра лорда Г. Г. Китченера.

И только после того как о этих революционных идеях узнал и увидел в этом будущее первый лорд Адмиралтейства (морокой министр) У. Черчилль эти идеи сдвинулись с мертвой точки. Черчиль был человек дела и уже в феврале 1915 года был создан необычный Комитет сухопутных кораблей, главой этого комитета стал Ю. Теннисон д’Энкур. Суинтон так и не дождавшись ответа от Г. Г. Китченера, в июне 1915 года обратился к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу.

Тот, под впечатлением от новой бронетехники, которая могла сохранить множество английских жизней, быстро откликнулся, а офицеры его штаба сформировали основные требования к «наземному крейсеру». Требования которые они сформировали были таковы: небольшая гусеничная машины с противопульной броней, способная развивать скорость не менее 4км/ч, преодолевать препятствия ямы и рвы диаметром до 4 метров, экипаж должен состоять не менее чем из 6 человек, иметь два пулемета и пушку. После того как офицеры сформировали свои требования они направили их в новый комитет после чего д’Энкур и Суинтон занялись созданием первой бронетехники Великобритании.

Комитет сухопутных кораблей обратились за помощью к машиностроительной фирме У. Фостера и под управлением инженеров У. Триттона (управляющий фирмой), майора В. Вильсона и Г. Рикардо за месяц создали на основе трактора “Холт” боевую машину. Увидев в ней некоторую внешнюю идентичность с Вильсоном, ее прозвали “Маленький Вилли”. Испытания новой техники Великобритании прошли вполне нормально, но Суинтон заявил, что для настоящего боя «Маленький Вилл» пока не готов. После значительных модернизаций и улучшений в ноябре 1915 года фирма начала производство нового образца вооружения и в конце января 1916 года передала новый образец вооружения на испытания. 2 февраля ее вторые по счету испытания смотрел министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании. Но Китченер остался непреклонен, в своем мнении: “Это дорогая игрушка”. Новому образцу вооружения, предложили дать названия “Большой Вилли”, некоторые хотели назвать ее “стоножка”, другие “мать” так как это был прародитель танка. Но на вооружение его приняли под обозначением Мk I. Так был создан первый Английский серийный танк.

Затем в 1917 году последовали танки МkII и МkIII которые не имели хвостовых колес и противогранатных сеток, также на танке МkIII местами утолщили броню. За ними появился МkIV, заказ на который произвели 16 сентября 1916 года, почти сразу после сражения на Сомме. Следующей модификацией был удлиненный МkV* (“со звездой”). Так, не ухудшив жесткость, удалось добиться преодоления более широких рвов, улучить сцепление гусениц и увеличить внутренний объем. До конца первой мировой войны единично выпускали МkVII и МkVIII. Эти боевые машины отличались от МkV системой охлаждения и наличием гидравлической трансмиссии, а также наличием электростартера. Они имели хорошую управляемость и маневренность, но стоили слишком дорого. Из за того что все Британские танки в то время не имели вращающейся башни, фирма У. Фостера в Лидсе, разработала такой проект танка под названием Mk.A “Уиппет” с такой башней, еще до того как был сделан заказ от военного ведомства. Машины была произведена в декабре 1916 года, испытана в январе 1917 года, а уже в июне был сделан заказ на 200 машин. Но вскоре возникли сложности с производством башен, от них отказались, и британский танк пошел в серию в декабре 1917 года без них.

Британский танк был сложен в управление, имел два двигателя, причем если один переставал работать танк останавливался, также были дороги и сложны в производстве и эксплуатации. Но невзирая на эти недостатки они превосходили своих тяжелых «коллег». Танкисты хвастались что Mk.А или «Уиппет» может вернутся с поля боя на исходную своим ходом в отличии от тяжелых МkI и МkII.

К началу Второй Мировой войны на вооружении британской армии стояли танки MkII – “Матильда”, MkIII – “Валентайн” и с 1941 года MkIV – “Черчилль”. Боевые машины имели 40-мм пушку, только на MkIV – “Черчилль” в дальнейшем была установлена 57-мм пушка, а позже 75-мм орудие, танки имели 2-3 пулемета. Также на вооружении стояли крейсерские танки “Кромвель”и “Комета” которые предназначались для прорывов на слабых участках обороны противника. Вооружены танки были 75-мм орудием и тремя пулеметами. Максимальная скорость передвижения составляла 50км/ч. Несмотря на постоянные усилия в модернизации своих танков, англичане так и не сумели превратить их в грозную военную технику. Основными недостатками танков Великобритании в годы второй мировой войны было: большие габариты, угловатые формы, слабая огневая мощь и бронирование.

Разработка основного боевого танка «Центурион» для британской армии началась еще в 1943 году, а первые образцы появились в 1945 году. Хотя танк не успел на вторую мировую войну он принимал участие в Корейской войне и Вьетнаме, в войнах на Ближнем Востоке и Индо-Пакистанском конфликте. Он зарекомендовал себя хорошей боевой машиной, имел большое количество модификаций, и был основным боевым танком для 14 государств мира. Выпускался с 1946 года по 1962 год.

Британский танк «Центурион» был заменен танком «Чифтен» который начали разрабатывать еще в 1957 году, проектировался танк специалистами государственного научно-исследовательского института боевых машин — FVRDE в кооперации с инженерами фирм «Лейланд» и «Виккерс». Последняя отвечала за разработку башни. И уже в 1960 году был построен первый опытный образец танка. В 1962 году закончились испытания, а в 1963 году «Чифтен» был принят на вооружение британской армии.

Дальнейшим развитием бронетехники Великобритании явился танк «Челенджер-1» который был призван заменить к началу 1980-х годов уже устаревший танк «Чифтен». Серийное производство британского танка «Челенджер-1» началось в 1983 году, первым танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков, которые предназначались исключительно для британской армии. После поступления танка в войска на него обрушился шквал критики, из-за низкой надежности, неудобство работы экипажа внутри башни и несовершенной системы управления оружием. После всех неудач «Челенджера-1», было решено устроить конкурс для выбора танка, для замены «Чифтена» который оставался на вооружении из-за несовершенства «Челенджера-1». Так-как в Британии конкурентов у фирмы Викерс не было к конкурсу были допущены иностранцы среди которых были американцы с «Абрамсом», французы с «Леклерком», немцы с «Леопардом» и фирма Викерс с «Челенджером-2» который в 1987году существовал только на бумаге.

Однако выбор был предрешен так как принятия другой иностранной машины на вооружения тяжелейшим образом сказалось бы на британском танкостроении в ближайшие 20-30 лет. Окончательный выбор победителя конкурса – Английского танка «Челенджера-2» был сделан в 1991 году после окончания демонстрационных испытаний. Конструкторы танка учли все недостатки предыдущей серии и исправили их. Первые танки поступили на вооружение в британскую армию в 1995 году и служат в ней до сегодняшнего времени.

Последняя бронетехника