Авианосцы будущего

В наше время авианосец обладает огромными возмож­ностями и превосходной мобильностью, являясь наи­более мощным средством проецирования силы на большие расстояния.

Уже сейчас США работают над созданием нового авианосца, который заме­нит корабли типа «Нимитц» и, как ожидается, будет находиться на вооружении ВМС почти до конца XXI века. Цель этой рабо­ты – морская платформа для ба­зирования тактической авиации, позволяющая использовать пере­довые технические достижения для повышения возможностей корабля и значительного сниже­ния стоимости его эксплуатации. Являясь развитием конструкции «Нимитца», новый CVN-21 будет обладать низкой радиолокацион­ной заметностью, но не станет абсолютно «невидимым».

Ожидается, что первый такой авианосец будет находиться в со­ставе флота до 2063 года. Помимо самолетов F/А-18Е/F, он будет ос­нащен двумя создаваемыми в на­стоящее время авиационными ком­плексами: единым ударным истребителем  JSF и морским вари­антом боевого беспилотного лета­тельного аппарата UCAY-N. Во взаимодействии с новой комплексной боевой системой ВМС США эти са­молеты позволят обеспечить единые силы будущего, значительно возросшими стратегическими и оперативными возможностями.

CVN-21 (ранее известный как CVNХ-1) будет иметь новую ядер­ную ГЭУ, при создании которой будет учтен опыт эксплуатации трех поколений реакторов атом­ных подводных лодок. Новая ГЭУ позволит снизить стоимость при­обретения и эксплуатации кораб­ля, сократить экипаж, упростить и удешевить обслуживание техники на всех этапах жизненного цикла. Она будет оптимизирована для удовлетворения значительных по­требностей в электрической энер­гии, прогнозируемой для кораб­лей XXI века. Новая система распределения электроэнергии также станет одним из ключевых компонентов авианосца.

Одним из главных нововведе­ний будет электромагнитная сис­тема запуска самолетов, обслуживание которой потребует мень­ше людей и средств. Эта система также позволит продлить срок эксплуатации авианосца путем снижения нагрузок на его конст­рукцию. При ее создании будет использована технология, при­меняемая в эксперименталь­ных поездах на магнитной по­душке. которая исключит зависимость катапульты от гене­рируемого на корабле пара, по­высит ее мощность и значитель­но снизит массу и объем.

Для повышения живучести авианосец будет иметь передовую броневую защиту. В системах обеспечения жизнедеятельности экипажа, эксплуатационных и швартовочных устройствах, а также в системе управления будут широко использоваться техноло­гии двойного назначения. Пере­довая система управления воору­жением позволит автоматизировать процесс учета и транспортировки боеприпасов от хранилищ до самолетов.

Королевские ВМС

Великобритания также возвра­щается к «игре в авианосцы» и намерена в 2012 году приступить к замене кораблей типа «Инвинсибл» двумя более крупными и мощными авианосцами, способ­ными нести большее количество сил и средств.

Операции в Персидском зали­ве и у берегов бывшей Югосла­вии продемонстрировали, что авианосцы играют ключевую роль в проецировании силы, ре­шая задачи как демонстрации силы в мирное время, так и мо­бильной платформы для прове­дения операций в условиях кон­фликта. При этом они особенно важны в регионах, где наземные аэродромы временно недоступ­ны, а объекты на побережье еще разворачиваются.

Три авианосца типа «Инвннсибл» были построены в годы «холодной войны» для борьбы с подводными лодками на Северной Атлантике. Они были эффек­тивными в этой роли, но их не­большие авиагруппы уже не могут удовлетворять все возрастающие потребности современного фло­та. Поэтому было принято реше­ние заменить эти корабли двумя более крупными, каждый из кото­рых будет способен нести до 46 самолетов и вертолетов.

Перспективный авианосец CVF станет платформой для ба­зирования единого боевого само­лета ВМС и ВВС Великобрита­нии JCA, который заменит «Харриеры» и «Си Харриеры» в обоих видах вооруженных сил. Самолеты JCA будут круглосуточ­но и в любых погодных условиях обеспечивать защиту авианосца от атак с воздуха, а также нанесе­ние ударов по противнику и не­посредственную поддержку на­земных войсковых группировок в прибрежных зонах. Морской авиационный комплекс разведки и управления MASC заменит вер­толеты дальнего радиолокацион­ного обнаружения (ДРЛО) «Си Кинг». Он будет обеспечивать разведку воздушных и морских це­лей и управление действиями авиации. Кроме того, на авианос­це CVF смогут базироваться вер­толеты различного назначения.

В качестве самолета JCA выбран истребитель F-35 в модификации

КВВП. Ожидается, что авианосцы типа CVF будут находиться на воо­ружении в течение около 50 лет, для чего они будут иметь новую адаптивную конструкцию. Кораб­ли приспособят под использова­ние катапульт и аэрофинишеров, но не оборудуют ими. В целях об­легчения применения F-35 авиа­носцы оснастят трамплинами.

ВМС других государств

На вооружении французского флота находится современный атомный авианосец «Шарль де Голль». Он введен в состав флота в 2000 году и имеет водоизмеще­ние 36 600 тонн. Принятие на воо­ружение следующего корабля зап­ланировано на 2012-2015 годы. В настоящее время между Франци­ей и Великобританией ведутся пе­реговоры о возможности объеди­нения принятых в этих странах требований к авианосцам.

Российский флот формально остается приверженцем амери­канской модели создания авиа­носцев. Более того, главнокоман­дующий ВМФ России однажды заявил, что он считает многоце­левые авианосцы типа «Нимитц» идеальными, но непрактичными с точки зрения современных эко­номических реалий. Сейчас рос­сийский авианосный флот состо­ит из одного корабля «Адмирал Кузнецов», и его обслуживание довольно проблематично. Наи­большую сложность представляет укомплектование корабля подго­товленным личным составом, а слабость учебной базы для подго­товки таких специалистов только усугубляет эту проблему.

Что касается других стран, то единственный крупный проект со­здания авианосца сейчас реализу­ется в Италии. Новый корабль во­доизмещением 22 000 тонн типа «Андреа Дориа» будет вдвое боль­ше стоящего на вооружении лег­кого противолодочного авианос­ца типа «Джузеппе Гарибальди», но в два раза меньше перспектив­ных английских и французских кораблей и в четыре раза меньше суперавианосцев ВМС США. Уни­версальный десантный авианесу­щий корабль «Андреа Дориа» можно будет использовать в каче­стве десантного корабля для 450 морских пехотинцев, вертолетоносца или авианосца, способно­го нести до 8 истребителей КВВП, таких, как F -35. Строительство ко­рабля начато в 2001 году, а его принятие на вооружение ожидает­ся в 2007 году.

 

Последняя бронетехника