Авианосцы ВМС Великобритании типа «Илластриес»

Авианосец ВМС Великобрита­нии «Арк Ройал» стал в значи­тельной степени эксперимен­тальным кораблем, объединив скорость с возросшими возмож­ностями и новыми стандартами защиты. Его уже спустили на воду, когда в 1937 году в ответ на растущую угрозу новой войны было начато строительство че­тырех авианосцев типа «Илластриес» В их конструкции еще не был учтен опыт боевых действий, и к основам проекта «Арк Ройал» было добавлено брони­рование вертикальных и гори­зонтальных элементов ангара толщиной 114 мм. В результате уязвимое ранее место размеще­ния самолетов превратилось в бронированный короб, но уве­личившаяся масса верхней части авианосца не позволила уста­новить бронезащиту на другие отсеки.

Поэтому, хотя спущен­ные на воду в 1939 году авиа­носцы «Илластриес», «Викториес» и «Формидебл» были немногим меньше, чем «Арк Ройал», они значительно уступа­ли ему по количеству самолетов. Впоследствии решили пере­смотреть конструкцию авианос­цев, и четвертый корабль этого проекта. «Индомитебл» а так­же два авианосца типа «Имплекебл» уже имели более слабое бронирование и увеличенный вполовину ангар.

Прочность новых авианосцев была им на пользу, так как их противником стали в основном самолеты, а не подводные лод­ки. Вскоре после Таранто «Ил­ластриес» смог устоять при та­кой атаке пикирующих бомбардировщиков, которая пустила бы ко дну любой дру­гой авианосец того времени. Такую же прочность продемон­стрировал и «Формидебл» пос­ле Матапана. На Тихом океане большинство этих кораблей подверглись одной, а то и двум атакам камикадзе, даже не вы­ходя с базы. Но основная мощь взрывов приходилась на защи­щенную броней горизонталь­ную часть авианосцев. Сниже­ние боевых возможностей в пользу установки вертикальной бронезащиты кораблей не оп­равдало себя, даже, несмотря на то, что на Тихом океане числен­ность их авиагрупп, примерно на 60 процентов превышала расчетную. Американцы пере­няли концепцию бронирован­ных палуб, но делали это уже не в ущерб численности авиагруп­пы, а строили все более круп­ные корабли Авианосцы типа «Илластриес» были утилизиро­ваны в 1956,1969,1955 и 1963 годах соответственно.

 

Характеристики

 

Авианосец ВМС Великобритании типа «Илластриес»

Водоизмещение: 23 000 тонн стандартное, 25 500 тонн полное.

Размеры: длина – 229,7 м, ширина – 29,2 м, осадка – 7,3 м.

ГЭУ: трехвальная три паровые турбины суммарной мощностью 82 027 кВт (110 000 л.с.).

Скорость: 31 узел.

Бронезащита: пояса и стенок ангара – 114 мм (на авианосце Индоми­тебл- 38 мм), палубы – 76 мм.

Вооружение: 8 спаренных 114-мм АУ, 6 АУ по восемь 2-фунтовых зенитных пушек и 8 20-мм зенитных пушек

Авиагруппа: около 45 самолетов (на авианосце «Индомитебл» около 65).

Экипаж: 1400 человек, включая летные экипажи.

 

Последняя бронетехника