Авианосец ВМС США «Эссекс»

Корабли типа «Эссекс» могут претендовать на звание са­мых удачных и эффективных по соотношению цены и каче­ства из когда-либо построен­ных авианосцев. Технические условия 1939 года предпола­гали создание на базе авиа­носца «Йорктаун» нового корабля с увеличенным на 7000 тонн водоизмещением, что позволило бы иметь бо­лее мощную броневую защи­ту, оборонительное вооруже­ние, ГЭУ и нести больше авиационного топлива. Запас мазута на корабле составлял более 6300 тонн и был рассчитан на дальность плава­ния 27 360 км со скоростью 20 узлов. На нем размещалось 690 тонн авиационного топлива и 220 тонн боепри­пасов, значительно увеличи­вая число возможных самолето-вылетов его авиагруппы без пополнения запасов. Авианосец должен был нести аналогичное «Йорктауну» ко­личество самолетов, но на практике он нес гораздо больше: при номинальном количестве 82 самолета в 1945 году корабль мог разме­стить на борту 108 самолетов последнего поколения.

В1940 году было санкциони­ровано строительство 11 авиа­носцев типа «Эссекс», и еще 13 были построены в годы Второй мировой войны. Новые корабли строились очень быстро: авиа­носец ВМС США СV-9 «Эссекс» был построен за 20 месяцев, а среднее время на выпуск одного корабля в годы войны сократи­лось до 17 с половиной месяцев

В бой

«Эссекс», первый корабль од­ноименного типа, прибыл на Тихий океан в мае 1943 года, когда самые тяжелые времена для ВМС США уже были позади. Тем не менее, корабль при­нял участие в ожесточенных сражениях в составе быстро­ходного авианосного опера­тивного соединения, в которое он входил вместе с кораблями «Энтерпрайз», «Саратога» и легкими авианосцами типа «Индепенденс». Весной 1944 года «Эссекс» был от­правлен на ремонт, а затем вернулся в состав оператив­ной группы 12.1 для участия в походе к острову Маркус. По­зднее «Эссекс» вошел в знаме­нитую оперативную группу 38.3 из 38-го оперативного соединения. Когда 25 ноября 1944 года «Эссекс» обеспечи­вал высадку десанта в заливе Лейте, в его левый борт вре­зался самолет-камикадзе. По­тери составили 15 человек убитыми и 44 ранеными, но после трехнедельного ремонта корабль снова был в строю.

В1945 году «Эссекс» вернулся в состав 38-го оперативного со­единения и принял участие в рейдах в залив Лингаен и к ост­ровам Формоса. Сакисима Гунто и Окинава. В составе 58-го оперативного соединения авиа­носец участвовал в заключи­тельном наступлении на Японию и был среди кораблей, собрав­шихся в бухте Токио для подписания капитуляции Японии в ав­густе 1945 года. По возвращении в США израненный корабль удостоился своего первого ка­питального ремонта и был вы­веден в резерв.

Мощный и прочный

Конструкция авианосцев типа «Эссекс» была идеальной для действий ВМС США на Тихом океане. Он имел хорошие мореходные качества и достаточный запас топлива для себя и своих самолетов, чтобы покрывать ог­ромные расстояния, на которых велись боевые действия. Не­смотря на свои «открытые» анга­ры, авианосцы типа «Эссекс» оказались удивительно прочны­ми, и только три из них получи­ли повреждения за первые 14 месяцев боевых действий. При этом все корабли, за исключени­ем отремонтированного уже после войны авианосца CV-13 «Франклин», возвращались к боевым действиям даже после серьезных повреждений.

 Характеристики

Авианосец ВМС США «Эссекс« (СТ-9)

  • Водоизмещение: 27 100 тонн стандартное. 33 ООО тонн полное.
  • Размеры: общая длина – 267,21 м. ширина по полетной палубе – 45 м. осадка – 8,69 м. Скорость: 33 узла.
  • Бронезащита: пояса – 64-102 мм, полетной палубы – 38 мм, ангарной палубы – 76 мм, главной палубы – 38 мм, башен и барбетов – 38 мм.
  • ГЭУ: четырехвальная паротурбинная суммарной мощностью 111 900 кВт (150 000 л.с.).
  • Вооружение: 11943 т.) 12 127-мм зенитных орудий. 11 счетверенных 40-мм зенитных АУ ‘БофорС’ и 44 20-мм зенитные пушки
  • Авиагруппа: (1943 г.) 6 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 18 торпедоносцев
  • Экипаж: 3240 человек.

 

Последняя бронетехника