Авианосец ВМС США «Лексингтон»

Вашингтонский договор позво­лял США достроить в качестве авианосцев два из четырех заложенных ранее линейных крейсеров водоизмещением 33 000 тонн каждый. Амери­канцы выбрали корабли «Лек­сингтон» и «Саратога», строив­шиеся компаниями «Фор Ривер» в Куинси и «Нью-Йорк Шипбилдинг» в Камдене. При этом они использовали множе­ство идей, опробованных на авианосце проекта 1919 года, строительство которого было прекращено.

Авианосец ВМС США CV-2 «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 года и принят на вооружение в де­кабре 1927 года. На правом борту он имел массивную над­стройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спере­ди и двумя сзади. Другими ха­рактерными чертами авианос­ца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок, двухэтажный ангар, два рас­положенных по осевой линии корабля самолетоподъемника и установленная на носу ката­пульта. В наследство от крей­сера авианосец получил турбоэлектрическую ГЭУ с четырьмя турбогенераторами, подававшими энергию на во­семь электродвигателей, уста­новленных по два на каждом гребном валу.

Побег с Мидуэя

Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. «Лексингтон» был в срочном порядке перестро­ен, лишившись громоздких 203-мм АУ и четырех 127-мм орудий. Взамен на нем устано­вили несколько 20-мм АУ «Эрликон».

Первой боевой операцией «Лексингтона» стала неудачная попытка освобождения остро­ва Уэйк, состоявшаяся сразу после Перл-Харбора. В конце января 1942 года авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а за­тем привлекался к отдельным операциям в юго-западной ча­сти Тихого океана. И только когда в марте 1942 года к нему присоединился более новый авианосец «Йорктаун», «Лексингтон» начал по-настоящему демонстрировать свою мощь.

Ответный удар

После непродолжительного ремонта в Перл-Харборе «Лексингтон» вернулся в Ко­ралловое море, где японские авианосцы обеспечивали при­крытие десанта на Порт-Морс – би. Новая Гвинея. 8 мая пики­рующие бомбардировщики SBD «Донтлесс» атаковали авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», но не причинили им никакого ущерба. Пока продолжалась эта атака, японцы на­несли ответный удар, пробив двумя торпедами левый борт «Лексингтона». Кроме того, корабль получил повреждения от прямого попадания двух бомб и нескольких близких взрывов. В результате дефор­мации корпуса произошла разгерметизация емкостей с авиационным топливом, и когда очаги пожара были по­тушены, взрывоопасные пары продолжали распространяться по кораблю. Через час после атаки они сдетонировали от случайной искры, и на авиа­носце произошло несколько взрывов Через шесть часов после первого попадания был отдан приказ покинуть ко­рабль После эвакуации чле­нов экипажа на эсминцы со­провождения авианосец был торпедирован. Всего на нем погибли 216 из 2951 члена экипажа. За свой короткий бое­вой путь «Лексингтон» не смог нанести противнику значи­тельного ущерба, по большей части из-за неопытности своих летных экипажей и несовер­шенной тактики ВМС США. Потеря столь крупного авиа­носца стала высокой платой за победу в Коралловом море.

 Характеристики

Авианосец ВМС США «Лексингтон» (СV-2)

  •  Водоизмещение: 36 000 тонн стандартное, 47 700 тонн полное.
  •  Размеры: общая длина – 270,66 м, ширина по полетной палубе – 39,62 м, осадка – 9,75 м.
  • Скорость: 34 узла.
  •  Бронезащита: пояса – 152 мм, полетной палубы – 25 мм, верхней палубы – 51 мм, нижней палубы – 25-76 мм, орудийных башен – 38-76 мм, барбетов – 152 мм.
  • ГЭУ: четырехвальная четыре турбогенератора компании Дженерал Электрик, суммарной мощностью 156 660 кВт (210000 л.с.).
  • Вооружение: (1942г.) 8 127-мм зенитных орудий. 30 20-ми зенитных пушек и 6 счетверенных 27,9-мм зенитных АУ.
  • Авиагруппа: (1942 г.) 22 истребителя, 36 пикирующих бомбардировщиков и 12 торпедоносцев.
  • Экипаж: 2951 человек.

 

Последняя бронетехника