Эволюция авианосцев

Во время Первой мировой войны авианосцы имели весь­ма ограниченные боевые возможности, но благодаря развитию, которое эти корабли претерпели в 20-е – 30-е годы XX века, они превратились в мощные платформы для массированного применения палубной авиации.

Продемонстрированная в ходе Первой мировой войны эффективность авиации для ведения разведки убе­дила флотское командование большинства стран в необходимо­сти оснащения линкоров плат­формами для взлета самолетов, а к 1916 году на вооружение уже были приняты корабли, специально предназначенные для базирова­ния гидросамолетов. Однако вско­ре стало очевидно, что аэропланы наземного базирования намного превосходят по возможностям гидросамолеты и летающие лод­ки. А для того, чтобы использо­вать наземные самолеты на морс, были необходимы корабли абсо­лютно нового типа – авианосцы

Первые эксперименты провели англичане, установив взлетную па­лубу на баке малого линейного крейсера «Фьюриес». Не получив желаемого результата, они затем полностью перестроили «Фьюриес» в авианосец. Вслед за ним на во­оружение были приняты первый в мире корабль с полностью «плос­ким верхом» «Аргус», перестроен­ный из линкора авианосец «Игл», а также изначально спроектирован­ный как авианосец корабль «Гер­мес». Вскоре после подписания в ноябре 1918 года Компьенского пе­ремирия между Антантой и Германией этому примеру последовала Япония, приступившая к строи­тельству авианосца «Хосё».

В течение последнего года Пер­вой мировой войны эскадрилья боевых самолетов американских ВМС действовала совместно с фло­том Великобритании, и американ­цы быстро оценили преимущества авианосцев. В конце войны мини­стерство ВМС США отдало приказ о переоборудовании большого суд­на для перевозки угля «Юпитер» в первый американский авианосец СV-1 «Лэнгли».

Вашингтонский договор 1922 года был призван прекра­тить слишком активное строи­тельство боевых кораблей, кото­рое в определенной степени спровоцировало начало Первой мировой войны. Он наложил ряд ограничений и на строительство авианосцев. Согласно его положе­ниям, под термином «авианосец» понимался любой корабль водо­измещением более 10 ООО тонн, «специально и исключительно предназначенный для базирова­ния. взлета и посадки самолетов.

Небольшое ограничение

Каждая подписавшая договор сторона имела право строить лю­бое число авианосцев, но их сум­марное водоизмещение не долж­но было превышать определенной величины, состав­лявшей 135 ООО тонн для Великоб­ритании и США, 81 ООО тонн для Японии и 60 ООО тонн для Фран­ции и Италии. Запрещалось стро­ить новые корабли водоизмеще­нием более 27 ООО тонн, но каждой стороне разрешалось пе­рестроить в авианосцы по два больших линкора, подлежавших в противном случае утилизации.

В то время Великобритания и Япония еще только начинали строить свои первые небольшие авианесущие корабли, а США перестраивали гражданское судно в авианосец «Лэнгли».

Франция и Италия едва присту­пили к рассмотрению этого воп­роса. В результате экспериментов с первыми авианосцами участни­ки договора получили требова­ния к авианосцам второго поко­ления. При этом был решен вопрос использования имевших­ся в изобилии недостроенных ли­нейных кораблей, которые были заложены в годы Первой миро­вой войны.

Для создания двух авианосцев американцы использовали недо­строенные корпуса больших ли­нейных крейсеров. Их строитель­ство было завершено в 1927 году. Авианосцы СЛ’-2 «Лексингтон» и СУ-З «Саратога» имели длину 270 метров и были способны раз­вивать скорость до 34 узлов, что значительно превышало характе­ристики построенного всего на пять лет раньше корабля «Лэнгли», длина которого составляла 168 метров, а скорость -15 узлов.

Совершенствование тактики

С 1928 года авианосцы «Лексинг­тон» и «Саратога» принимали учас­тие в ежегодных учениях амери­канского Тихоокеанского флота. Им все еще отводилась вспомога­тельная роль средств обеспечения разведки, но никак не боевых ко­раблей, «Лексингтон» и «Сарато­га» проводили и свои собственные учения, где действовали друг про­тив друга и разрабатывали тактичеткие приемы, использовавшиеся оперативными соединениями авианосцев в годы Второй миро­вой войны.

Выбор англичан пал на два ко­рабля водоизмещением по 22 500 тонн – «Глориес» и «Кэрейджес», которые были оснащены лишь 120-мм орудиями и не подпа­дали под наложенные договором ограничения. Но из-за консерва­тизма и отсутствия масштабного мышления Королевский флот Ве­ликобритании к 1930 году имел всего шесть небольших авианесу­щих кораблей, которые несли са­молетов меньше, чем три авианос­ца, имевшихся у Соединенных Штатов. Все еще не имея четкого представления о том, какими долж­ны быть авианесущие корабли. США и Япония в конце 20-х – нача­ле 30-х годов на некоторое время вернулись к строительству неболь­ших авианосцев. Но практические ограничения, с которыми они столкнулись при эксплуатации ко­раблей СУ-4 «Рейнджер» и «Рюдзё», доказали преимущества крупных авианосцев. Затем в США с учетом опыта «Рейнджера» был построен СУ-5 «Йорктаун». В отли­чие от авианосцев «Лексингтон» и «Саратога», оснащенных «закры­тыми» ангарами, он имел «откры­тый» ангар и был способен нести до 80 самолетов.

Японский подход

В 20-х – 30-х годах XX века япон­цы продолжали экспериментировать со своими авианесущими кораблями, совершенствуя их конструкцию, технологию стро­ительства и тактику применения «Хирю», «Сорю» и корабли типа «Сёкаку» были достойными противниками авианосцев ВМС США. Они были более быстро­ходными и несли больше самоле­тов, чем английские корабли.

Только в конце 30-х годов, при­няв на вооружение «Арк Ройал» и авианосцы типа «Илластрисс», Ве­ликобритания вышла на подобный уровень. Предназначенные для ве­дения боевых действий в Европе, зачастую в пределах досягаемости бомбардировочной авиации, анг­лийские авианосцы имели брони­рованную полетную палубу. Это обеспечивало им более высокую степень защиты по сравнению с американскими и японскими ко­раблями, но накладывало суще­ственные ограничения на количе­ство самолетов на борту. В итоге оказалось, что лучше иметь боль­шую авиагруппу, и при создании авианосцев в послевоенное время Великобритания пошла по амери­канскому пути. К началу Второй мировой воины авианосцы утке имели все необходимое, чтобы иг­рать решающую роль в боевых дей­ствиях на море. Однако флотами все еще командовали сторонники артиллерийских кораблей, и не­многие были способны предска­зать, что авианесущие корабли вскоре положат конец пятисотлет­нему господству линкоров.

Последняя бронетехника