Конвойные авианосцы

Из второстепенного средства противовоздушной за­щиты атлантических конвоев Великобритании кон­войные авианосцы вскоре превратились в боевые ко­рабли для решения широкого спектра оборонительных и наступательных задач.

Вторая мировая война озна­меновала повышение роли авианосцев как основного оружия морских держав. Они на­чали войну, обеспечивая действия линкоров, но по мере разрастания конфликта оказались более эффективными, чем артиллерийс­кие корабли, так как их основное оружие – самолеты – могли нано­сить удары точнее и дальше, чем орудия самых крупных калибров. Однако авианосцы были больши­ми и дорогими кораблями, на их постройку требовалось много вре­мени, поэтому их всегда было меньше, чем требовалось флоту. Назрела необходимость в скорей­шем создании относительно деше­вых и быстроходных платформ для массового базирования палуб­ной авиации, которыми и стали конвойные авианосцы.

Конвойный авианосец появился в результате слияния двух независимых, но развивавшихся почти одновременно в Великобритании и США направлений создания авианесущих кораблей. Англича­нам требовалась защита их морс­ких конвоев, которые были для них жизненно важны, но уже в 1940 году несли большие потери от немецких подводных лодок и даль­них бомбардировщиков Fw-200 компании «Фокке-Вульф». Авиация могла решить обе эти проблемы. Самолеты Fw-200 не имели защиты от истребителей, а подводные лод­ки в надводном положении были беззащитны от ударов с воздуха. Обычной практикой в таких ситуа­циях было погружение, но под во­дой немецкие субмарины были слишком тихоходными и не могли атаковать даже идущие на малой скорости конвои.

«Атлантическая брешь»

Авиация наземного базирования могла действовать на обоих кон­цах морского сообщения через Атлантику, но радиус ее действия не позволял прикрывать пространство между ними, так назы­ваемую «Атлантическую брешь». Тяжелых авианосцев было слиш­ком мало, чтобы прикрывать сплошной поток трансатланти­ческих конвоев, и потери торго­вых судов продолжали расти.

В качестве временной меры англичане устанавливали на свои торговые суда катапульты для запуска истребителей. Они обеспечивали какую-то защиту от Fw-200. но были средством одноразового применения.

В 1940 году было принято ре­шение о переоборудовании в авианосец захваченного немец­кого судна «Ганновер». Корабль был принят на вооружение 20 июня 1941 года, а 30 июля переименован в «Одесити». Он не имел ни ангара, ни самолето-подъемника. поэтому все его восемь самолетов «Мартлет» компании «Грумман» располага­лись на палубе. Когда корабль сопровождал свой первый кон­вой в Гибралтар в сентябре

1941 года, один из его самоле­тов сбил Fw-200. «Одесити» был потоплен подлодкой  U-571 в де­кабре 1941 года при сопровож­дении третьего конвоя.

Опыт применения этого кораб­ля доказал целесообразность созда­ния небольших конвойных авиа­носцев, и подобным образом были переоборудованы еще четыре или пять торговых судов. Еще 18 танке­ров и судов для перевозки зерна были переоборудованы в «торговые авианосцы» путем сноса над­строек и сооружения полетной па­лубы. Они сохранили способность перевозить грузы, а их гражданс­кие экипажи были дополнены во­еннослужащими морской авиации, обслуживавшими самолеты и вы­полнявшими полеты на них.

Однако основная часть конвой­ных авианосцев поступила в Вели­кобританию из Соединенных Шта­тов. Легкие авианосцы были созданы американскими ВМС для переброски самолетов из США на удаленные театры войны. Сначала они создавались на базе торговых судов аналогично английским: авианосец ВМС США «Лонг Айленд» использовался в учебных це­лях, а корабль «Арчер» был пере­дан Великобритании. Затем последовало переоборудование че­тырех танкеров типа «Симаррон».

Руководство ВМС США быстро осознало, что небольшие авиа­носцы могут играть важную на­ступательную роль. Переоборудо­ванные из танкеров корабли поддерживали тяжелые авианос­цы при вторжении в Северную Африку, а в конце 1942 года были переброшены на Тихий океан, где оставались только два тяже­лых американских авианосца.

Программа строительства

Первые корабли подготовили почву для более масштабной про­граммы строительства конвой­ных авианосцев. В то время как планы строительства тяжелых авианосцев тоже были впечатля­ющими (до конца войны были спущены на воду 17 кораблей типа «Эссекс» и девять авианос­цев типа «Индепенденс»), с нюня 1941 по апрель 1945 года США выпустили 78 конвойных авианосцев.

На Атлантике конвойные авиа­носцы использовались для борь­бы с подводными лодками и за­щиты других кораблей. Однако их действия в составе конвоев были в основном оборонительны­ми. Позднее небольшие отряды кораблей стали действовать неза­висимо, на расстоянии, которое позволяло им в то же время обес­печивать защиту гражданских су­дов. Палубные самолеты вели раз­ведку вперед по маршруту движения конвоя, обнаруживая немецкие субмарины до того, как те могли атаковать. Такие дей­ствия легли в основу эффектив­ной тактики поиска и уничтоже­ния подводных лодок, позволившей окончательно обе­зопасить морские перевозки на Северной Атлантике.

На Тихом океане перед не­большими авианосцами стоял значительно более широкий спектр задач: защита морских де­сантов, перевозка самолетов, по­полнение запасов на тяжелых авианосцах и нанесение авиауда­ров по противнику. Эскортные авианосцы не были предназначе­ны для эффективной борьбы с японским флотом, но очень хо­рошо сыграли эту роль в октябре 1944 года у острова Самар в ходе сражения в заливе Лейте.

 

Последняя бронетехника