Легкие авианосцы и самолеты КВВП

Когда в 50-60-е годы обычные авианосцы стали слишком дорогими и сложными в эксплуатации, некоторые стра­ны начали строить менее крупные корабли, предназна­ченные для базирования вертолетов и самолетов КВВП.

В 50-60-е годы появились бо­лее крупные, сложные и дорогие авианесущие ко­рабли, такие, как атомные суперавианосцы ВМС США, каждый из которых был спосо­бен нести до 80 самолетов. Не­многие страны могли позволить себе иметь на вооружении такие авианосцы, что обусловило по­явление небольших и более де­шевых кораблей, способных не­сти вертолеты и обеспечивать проведение морских десантных операций.

Вертолетоносцы

Впервые авианосцы были ис­пользованы как плавучие базы для морского десанта Великоб­ританией во время неудачной операции в Суэцком канале. ВМС США к тому времени уже переделали один из своих кон­войных авианосцев в экспери­ментальный вертолетоносец, но именно Суэцкая операция предоставила возможность в боевых условиях проверить концепцию применения таких кораблей. Опыт использования англичанами устаревших легких авианосцев «Оушн» и «Тесей», которые первоначально предназначались только для переброски войск, послужил толч­ком для создания настоящих вертолетоносцев, таких, как ко­рабли ВМС США типа «Иводзима». На них отсутствовали ха­рактерные для авианосцев усиленная палуба, аэрофини­шер, светотехническая поса­дочная система, угловая палуба и паровая катапульта, что по­зволило разместить 24 десант­ных вертолета, способных за один вылет перебросить около 200 морских пехотинцев.

Успех концепции десантных платформ обусловил создание кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками и оснащенных вертолетами и в от­дельных случаях относительно простыми и неприхотливыми са­молетами S-2 «Треккер» компа­нии «Грумман».

Легкие авианосцы

Английский самолет «Харрнер» фирмы «Хокер Сиддели» был со­здан как наземный истребитель- бомбардировщик передового ба­зирования. Однако проведенные в 1963 году испытания показали, что этот самолет может приме­няться и на очень маленьких ко­раблях (почти на любых кораб­лях, способных разместить вертолет). ВМС США и Великоб­ритании, а также ВМФ СССР не­зависимо друг от друга приступи­ли к исследованиям концепции создания небольшого и недоро­гого корабля для размещения на нем самолетов КВВП и вертоле­тов. ВМС США обозначили этот корабль термином многоцеле­вой авианосный корабль», но впоследствии закрыли програм­му. Бюджетные ограничения и политические причины вынуди­ли англичан официально отказаться от планов размещения «Харрнеров» на своих новых «крейсерах со сквозной палу­бой». Фактически Великобрита­ния создавала класс кораблей, реально способных (но офици­ально не предназначенных) не­сти «Харриеры», и эта хитрость оправдала себя с началом произ­водства самолетов «Си Харрнер» в 1975 году. Однако к тому време­ни задержки в работах англичан позволили Советскому Союзу выйти на такой же уровень.

После того как на вертолетоносце «Москва» прошли испыта­ния первого самолета Як-38 (по классификации НАТО – «Форджер»), было принято решение о строительстве кораблей нового класса – авианесущих крейсеров. Планировалось, что они будут ос­нащены вертолетами и многоце­левыми истребителями-бомбардировщиками, созданными на базе Як-38. Войсковые испытания час­тей, укомплектованных новыми самолетами Як-38 (по классифика­ции НАТО – «Форджер»), нача­лись в декабре 1975 года, а первая боевая эскадрилья Як-38 была раз­вернута на крейсере «Киев» в июле 1976 года. Первоначально на корабле было разрешено выпол­нение только вертикального взле­та и посадки, а с 1979 года – валет с разбегом и укороченная посадка. Это, кстати, на первых порах по­служило причиной заблуждений, что Як-38 не в состоянии взлетать и садиться по самолетному. Само­леты Як-38 (и более мощные Як-38М) находились на вооруже­нии до вывода крейсеров, на кото­рых они базировались, из боевого состава ВМФ в 1993 году.

Носители «Харриеров»

С появлением самолетов «Си Харриер» начался новый этап разви­тия авианосцев. Уникальная кон­фигурация двигателя «Харриера» позволяет ему легко выполнять взлет с разбегом. Кораблям, пред­назначенным для базирования этих летательных аппаратов, ста­ло необязательно иметь катапуль­ты и аэрофинишеры, что сделало их легче и дешевле. У них тоже есть характерные трамплины для взлета самолетов, но они задумывались как устройства обеспече­ния безопасности, дающие взлета­ющим с авианосца самолетам на­чальное ускорение вверх. Английские «эксперты» не увиде­ли выгоды, которую дает трамп­лин самолетам с обычным взлетом и посадкой, но сразу определили, что он может помочь увеличить боевую нагрузку «Си Харриера» на взлете и что увеличение крутизны трамплина способствует повыше­нию боевой нагрузки и радиуса действия самолетов КВВП.

Потенциал самолетов КВВП при использовании трамплина был убедительно продемонстри­рован на Фолклендских островах, что вызвало интенсивное произ­водство комплектов для переобо­рудования обычных гражданских судов во временные платформы для базирования «Харриеров». Известные под названием SCADS, эти комплекты включали трамп­лин, палубу, хранилище контей­нерного типа и вспомогательное оборудование.

Несмотря на то что англичане отказались от использования трам­плинов для самолетов с обычным взлетом и посадкой, в ВМС США полагали, что они все же дают оп­ределенные преимущества, но их положительный эффект был мал по сравнению со стоимостью пере­оборудования уже построенных кораблей. Новые французские авианосцы уже оборудуются узки­ми и относительно невысокими трамплинами для облегчения взле­та самолетов «Рафаль». В СССР трамплин был принят с большим энтузиазмом и применен на авиа­носцах нового поколения, из кото­рых только один – «Тбилиси» (впоследствии «Адмирал Кузне­цов») – был принят на вооружение. Трамплин на этом российском ко­рабле почти такой же крутой, как используемый «Си Харриерами». С использованием трамплина и смонтированных на палубе специ­альных устройств, для удержания самолета до выхода двигателей на максимальный режим работы, даже такие тяжелые истребители, как Су-27К, способны взлетать с укоро­ченной дистанции и относительно небольшого и легкого корабля.

 

Последняя бронетехника