Легкий авианосец ВМС США «Уосп»

В соответствии с Вашингтонс­ким договором, суммарное во­доизмещение авианосцев ВМС США было ограничено 135 000 тоннами. Поэтому после пере­оборудования «Лексингтона» и «Саратоги» и постройки «Рейн­джера», «Йорктауна» и «Энтер­прайза» США имели право по­строить новый авианосец водоизмещением не более 14 700 тонн. Поэтому в 1935 году было принято реше­ние о строительстве модерни­зированного варианта авианос­ца «Рейнджер» с улучшенными ходовыми характеристиками, более легким бронированием и увеличенной авиагруппой.

Авианосец ВМС США СV-7 «Уосп» вошел в состав флота в апреле 1941 года, а осенью приступил к выполнению учеб­ных задач в Атлантическом океане. В конце марта 1942 года он направился в Средиземное море для доставки на Мальту самолетов «Спитфайр» ВВС Великобритании. В на­чале июля он вышел из Сан-Диего в Тихий океан и принял участие в высадке десанта на Гуадалканал, где его самолеты совершили более 300 вылетов. «Уосп» не участвовал в сраже­нии у Восточных Соломоновых островов, так как был направ­лен на дозаправку и вернулся в Нумеа, чтобы принять на борт партию истребителей авиации морской пехоты США для дос­тавки на Гуадалканал.

Значительный ущерб

После полудня 15 сентября 1942 года с «Уоспа» поднялась груп­па истребителей, но вскоре после этого корабль был пора­жен тремя торпедами японской субмарины 1-19. Две торпеды попали в левый борт авианосца в районе емкостей с авиационным топливом, а третья ударила выше и поразила топливопроводы. Последовала се­рия взрывов, корабль охвати­ло пламя, бороться с которым оказалось невозможно, так как были повреждены магистрали системы пожаротушения. Меньше чем через час был от­дан приказ покинуть корабль, а «Уосп» горел еще три с поло­виной часа. В конце концов, получив приказ потопить авиа­носец, эсминец ВМС США «Лэнсдаун» выпустил по нему четыре торпеды.

«Уосп» продемонстрировал самую низкую боевую живу­честь из всех американских авианосцев, и его потеря стала важным уроком. По заключе­нию следственной комиссии наибольшие повреждения на­несла третья торпеда, так как первые две не повредили машинного отделения и вспомо­гательной энергосистемы. Од­нако многочисленные взрывы и вибрация корпуса вывели из строя электрические распреде­лительные щиты и систему борьбы за живучесть авианос­ца. Последовавшая далее се­рия взрывов бомб, торпед, боеприпасов и топливных ба­ков самолетов окончательно разрушила корабль.

 Характеристики

Авианосец ВМС США «Уосп» (СV-7)

  • Водоизмещение: 14 700 тонн стандартное. 20 500 тонн полное.
  • Размеренна: общая длина – 225.93 м. ширина по полетной палубе – 24,61 м, осадка – 8,53 м. ГЭУ: двухвальная паротурбинная суммарной мощностью 55 950 кВт (75000 л.с.).
  • Скорость: 29.5 узла.
  • Бронезащита: пояса – 102 мм. главной и нижней палуб – 38 мм.
  • Вооружение: (1942-г.) 8 127-мм зенитных орудий, 4 счетверенных 27.94-мм зенитных АУ и 30 20-мм зенитных пушек.
  • Авиагруппа: (1942-г.) 29 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 15 торпедоносцев.
  • Экипаж: 2367 человек.

 

Последняя бронетехника