Оснащенные катапультами гражданские суда

Побережье Европы от мыса Норт до испанской границы к середине 1940 года находилось под контролем Германии, и не­мецкие самолеты наземного базирования стали представ­лять серьезную угрозу для английских конвоев. Вне зоны до­сягаемости союзной авиации и без сопровождения авианосцев конвои постоянно отслежива­лись немецкими самолетами, которые наводили на них под­водные лодки и все более дерз­ко атаковали отставшие суда.

Самолеты самостоятельно потопили 192 судна союзников общим зарегистрированным водоизмещением 580 ООО тонн в 1940 году и столько же за первые четыре месяца 1941 года. Пока создавались конвойные авианосцы, отчаян­ной мерой противодействия этому стали оснащенные ка­тапультами гражданские суда. На трех торговых судах и старом транспорте гидросамо­летов «Пегас» было установле­но по одной катапульте, на ко­торой закрепили истребитель Мк1А «Си Харрикейн» или «Фулмар». Эта группа «кораб­лей с истребителями на ката­пультах» продемонстрировала целесообразность концепции, после чего была запущена про­грамма по оснащению подоб­ным образом 50 судов различ­ного водоизмещения. Все они ходили под английскими торго­выми флагами и имели граж­данские экипажи, но на каждом из них стояла неуклюжая обра­щенная вперед катапульта.

Летчики из истребительного подразделения торговых судов ВВС Великобритании часами си­дели в кабинах своих самолетов в ожидании появления вражес­кого разведчика. После взлета они должны были успеть перехватить его и вернуться назад с определенным запасом топлива.

Посадка на корабль не предус­матривалась. Если своя террито­рия находилась достаточно близко (что случалось редко), то летчик пытался долететь туда

Легкая добыча

После того как самолет про­тивника обнаруживал себя, мощный, имевший восемь пу­леметов истребитель обычно легко его сбивал. Первая заре­гистрированная победа при­надлежит истребителю «Харрикейн» с корабля «Малпин» Она произошла в начале авгу­ста 1941 года, незадолго до первого похода конвойного авианосца «Одесити». До кон­ца года, таким образом, были сбиты шесть самолетов.

Первая катапульта была уста­новлена на судне «Эмпайе Рейнбоу» Судно «Эмпайе Ло­ренс» входило в состав извест­ного конвоя РQ16, отправивше­гося в середине 1942 года в СССР. Его самолет сбил один торпедоносец «Хейнкель» Не-111 и подбил другой, а по возвра­щении обнаружил, что его судно потоплено. В караване РQ18 са­молет «Харрикейн» с судна «Эмпайе Мои» сбил один са­молет противника, сорвал атаку остальных и совершил посадку на советской земле. Оснащенные катапультами, гражданские суда прослужили недолго. Они были дополнены, а затем заме­нены конвойными авианосца­ми, но их роль в то страшное время требует признания. Тактико-технические характеристики для судов этой группы дать не­возможно, так как они слишком отличаются друг от друга.

 

Последняя бронетехника